Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?
Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.
Did human art have two paths from the very beginning, or did it split much later? What happened at the beginning: the need of the soul to share its beauty with another person or the need of a person to decorate his battle ax? And if the need of the soul, if it simply accumulated in the soul, required an exit and amazement, then does it really matter what it poured out on: a useful tool or just a suitable surface of a coastal smooth rock?
The beauty of the world: the flower and the flight of the swallow, the misty lake and the star, the rising sun and the honeycomb, the dense tree and the female face - all the beauty of the world was gradually accumulated in the human soul. Then recoil inevitably began. An image of a flower or a deer appeared on the handle of a battle ax. The image of the sun or a bird was decorated with a birch bark bucket or a primitive clay plate. After all, still folk art has a pronounced applied character. Every decorated item is first and foremost a piece. Whether it’s a salt shaker, an arc, a spoon, ruffled, a slide, a towel, a baby crib ...
Then art was distracted. The drawing on the rock has no applied character. It is simply a joyful or woeful cry of the soul. From a worthless drawing on a rock to a drawing of Rembrandt, Wagner’s opera, Rodin’s sculpture, Dostoevsky’s novel, Blok’s poem, Galina Ulanova’s pirouette.