М. Таривердиев (продолжение см. в описании второй части "Quo vadis?"):
"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи: "Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь.
Небо темнеет. На фоне сгущающихся сумерек проступает силуэт разрушенного реактора, почти скрытый возведенными стенами саркофага. Странно, но ощущения опасности нет. И только на обратном пути от станции появляется нечто странное, говорящее о том, что опасность все-таки есть. Просто ее не видишь. Она растворилась в теплом вечернем воздухе. Нас, как и всех, останавливают, проверяют степень зараженности. Датчики зашкаливают и звенят...
Впечатление, которое я вынес из этой поездки, было оглушительным. Поначалу я даже не предполагал, что оно окажется таким сильным. Как будто я сам стал частью этой Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению. В моей жизни появилась новая точка отсчета. Не знаю почему, но то, что произошло в Чернобыле, связалось во мне с тем, что произошло с американским космическим кораблем "Челленджер". Может быть, потому, что мы впервые смотрели эти кадры из Америки в прямом эфире. В моей жизни появилось ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет.
Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.
В симфонии две части. Первая - "Зона". Тягучая квинта, образ Зоны, появляется в самом начале и незримо, как радиация, проходит через всю Симфонию. Это мои впечатления., в нотах довольно много конкретного."
Написана в 1987 году.
Запись 2000 года, Собор Св. Баво в Хаарлеме (Нидерланды).
Исполнитель:
Екатерина Мельникова – концертирующий органист. Закончила Московскую консерваторию, затем – аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне. Выступает с концертами в России и за рубежом Сольные концерты Е.Мельниковой проходили в залах Московской консерватории, Большом зале Петербургской филармонии, Вестминстерском Аббатстве, Соборе Св. Павла в Лондоне, Соборе Трините в Париже и многих других городах.
M. Tariverdiev (continue see in the description of the second part of "Quo Vadis?"):
"We are going towards the station. It stands early autumn. Trees are covered with gold and a bugger. Purely bleached huts, huge outgrade pumpkins in the gardens near the neat rustic houses. Somewhere revealed windows, as if someone lives in these homes. Children's toys Silence. And silence. Some nonormal silence. I can not first understand why it is like this. Then I understand: the birds are silent. They are simply not. A completely empty, a huge sky. Wipes covered with plastic. Inscriptions: "Warning: Radioactivity!" Towards we are racing the armored personnel carriers with people in protective masks. All this reminds the striking foresight of Andrei Tarkovsky in the film "Stalker". But it was no longer a movie. It was life.
The sky darkens. Against the background of thickening twilight, the silhouette of a destroyed reactor is appeared, almost hidden by the erected sarcophagus walls. Strange, but there is no feeling danger. And only on the way back from the station there is something strange, saying that the danger is still there. You just do not see her. She was dissolved in warm evening air. We, as well as all, stop, check the degree of infection. Sensors are excavated and ringing ...
The impression I made from this trip was deafening. At first I did not even assume that it would be so strong. As if I myself became part of this zone. As if it was exposed to some irradiation. A new point of reference appeared in my life. I do not know why, but what happened in Chernobyl was contacted in what happened to the American spacecraft "Challenger". Maybe because we first watched these shots from America live. In my life there was a feeling that the end of the world came. Apocalypse today. Are you waiting for the fiery rain that goes to the ground? Here it is. He is already coming.
I was not going to write anything about Chernobyl. In the spring of 1987, symphony for the organ appeared in me itself. She came immediately, entirely. I had a feeling as if I was just a receiver who caught the echo of some kind of wave.
In symphony, two parts. The first - "zone". The damping of the quint, the image of the zone, appears at the very beginning and invisibly, like radiation, passes through the whole symphony. These are my impressions. The notes are quite a lot of concrete. "
Written in 1987.
Record 2000, Cathedral of St. Bavo in Haarlem (Netherlands).
Executor:
Ekaterina Melnikova - a concerting organist. He graduated from the Moscow Conservatory, then - graduate school of the Royal Academy of Music in London. Speakers concerts in Russia and abroad solo concerts E. Melnikova were held in the halls of the Moscow Conservatory, the large hall of the St. Petersburg Philharmonic, Westminster Abbey, Cathedral of St. Paul in London, Cathedral Trinit in Paris and many other cities.