Петр Оготоев – первый хомусист-профессионал, солист Государственной филармонии Якутской-Саха Республики, заслуженный артист Российской Федерации. Окончил филологический факультет Якутского государственного университета имени М.К. Амосова. Его курсовая и дипломная работы, написанные под руководством доктора филологических наук Н.Д. Дьячковского, посвящены проблемам якутского хомуса.
Оригинальные музыкальные замыслы П. Оготоева воплощены с помощью как уже известных чисто инстументальных приемов (подражания гусю, жаворнку, «зашифрованных», но ясно слышимых народных песен), так и новаторских – с применением голосовых связок (подражания кукушке, чайке, другим обитателям северного «птичьего базара»).
Якутский хомус – металлическая разновидность варгана. Этот язычковый инструмент широко распространен у многих народов мира и носит саамы различные названя: дрымба (украинское), дамбрялис (литовское), маультроммель (немецкое), пармупилль (эстонское), кубыз (башкирское), гопуз (туркменское), «китовый ус» (францусское), «арфа еврея» (шведское) и т.д.
Прототипом древних – деревянных варганов было разбитое молнией дерево, звучащее от ветра. По традиционным представлениям сибирских народов оно считалось магически «чистым» от злых духов, щепочки его бережно хранились. Ведь молнии посылались добрыми небожителями для уничтожения зла на земле.
С развитием музыкального инструментария варган был обречен на забвение во многих культурах. Однако у якутов хомус сохранил господствующее положение среди всех музыкальных инструментов. Высокохудожественное искусство якутских хомусистов призвано дать стимул дальнейшему развитию древнейшего инструмента.
Petr Ogotoev is the first professional khomusist, soloist of the State Philharmonic Society of the Yakutsk-Sakha Republic, Honored Artist of the Russian Federation. Graduated from the philological faculty of the Yakutsk State University named after M.K. Amosov. His term papers and theses, written under the guidance of Doctor of Philology N.D. Dyachkovsky, are devoted to the problems of the Yakut khomus.
The original musical ideas of P. Ogotoev are embodied with the help of both already well-known purely instrumental techniques (imitation of a goose, a lark, "encrypted" but clearly audible folk songs), and innovative - with the use of vocal cords (imitation of a cuckoo, a seagull, other inhabitants of the northern " bird colony ").
The Yakut khomus is a metal variety of the jew's harp. This reed instrument is widespread among many peoples of the world and the Sami bears various names: drymba (Ukrainian), dambralis (Lithuanian), maultrommel (German), parmupill (Estonian), kubyz (Bashkir), gopuz (Turkmen), "whale mustache" ( French), "Jew's harp" (Swedish), etc.
The prototype of the ancients - wooden jew's harps was a tree broken by lightning, sounding from the wind. According to the traditional ideas of the Siberian peoples, it was considered magically "pure" from evil spirits, its chips were carefully kept. After all, lightning was sent by good heavenly inhabitants to destroy evil on earth.
With the development of musical instruments, the jew's harp was doomed to oblivion in many cultures. However, among the Yakuts, the khomus retained a dominant position among all musical instruments. The highly artistic art of the Yakut khomusists is called upon to stimulate the further development of the most ancient instrument.