Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12-20.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
Комментирует священник Стефан Домусчи:
В сегодняшнем чтении мы снова слышим обращение Спасителя к народу. О чем мог говорить обычный учитель закона? О том, что необходимо соблюдать заповеди, что надо верить в Бога… Но Христос с первых слов говорит так, как не мог бы сказать ни один раввин, ни один учитель. Не случайно о нем так и говорили: «никогда не говорил человек, как этот человек».
– Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Свет миру физическому – солнце. Оно единственное в своем роде светило для земли, оно дает свет и тепло, благодаря которым на земле есть жизнь. Человек не мыслит своей жизни во тьме.
И вот все эти характеристики Христос примеряет к Себе: Он единственный источник духовного света, потому что вне него тьма, Он источник жизни, вне которого смерть.
И все же, есть существенно отличие солнца духовного от солнца физического. Последнее само светит на землю, мы не ищем его, не следуем за ним. Мы пережидаем его отсутствие, хотя можем и среди бела дня закрыться от него и создать искусственную темноту. Свет Христов иной: «кто следует за Ним, тот не будет ходить во тьме». Свет Христов предполагает личный, а значит свободный и осознанный выбор. Он предполагает усилие и ответственность.
Конечно, современный человек имеющий опыт жизни при искусственном освещении редко оказывается в ситуации полного отсутствия света. Он знает разницу между солнечным светом и любым искусственным освещением, но обстоятельства заставляют него пренебрегать ею, т.к. выгода и польза стали для него важнее.
Естественно, что существование истинного духовного света не предполагает, что человек не пытался создавать искусственный духовный свет. Можно даже с уверенностью сказать, что эти попытки вообще современны человечеству. Кроме того, учитывая, что истинный духовный свет не столь очевиден и зависит от собственного усилия, разница между ним и тем, что его подменяет почти не ощущается. Более того, переходя от одного суррогата к другому, и от одной подмены к другой, человек разуверился в духовном свете настолько, что потерял всякую уверенность в том, что что бы то ни было вообще может быть истинным. Состояние это и удобное и страшное одновременно. С одной стороны, в любой момент человек может сказать: «Кто сказал, что именно это истина, а не нечто другое»? В чем критерии добра и зла, праведности и греховности? С другой, оставшись совершенно один, он теряется без правды как без истинного света и жизнь его становится очень похожа на блуждание во тьме.
Люди, которые слышали слова Христа, прекрасно понимали, что перед ними не просто проповедник. Многие помнили слова Писания, сказанные о мессии «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные». Истинный свет приносит исцеление израненному человеческому сердцу, но для этого необходимо последовать за ним. Как тогда к иудеям, так и сегодня к каждому из нас Христос обращается лично: зовет нас встать и выйти из тьмы к Его невечернему свету.