Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 39-41, Глава 10, стихи 1-9.
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
ГЛАВА 10.
1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
В сегодняшнем чтении евангелист Иоанн передаёт нам важное свидетельство Христа о Себе Самом как о двери для овец. Для слушателей Палестины этот образ был совершенно понятным. В теплое время года овец выпасали вдали от селений. Местом их ночлега был загон под открытым небом, в котором не было ни окон, ни дверей – только небольшое отверстие, в которое и проходили овцы. Пересчитав всех овец после возвращения, пастух ложился поперек входа и тем самым закрывал собой этот проход. Ни в загон, ни из загона было невозможно пройти, минуя пастуха – если только не перелезть через стену. В этом смысле пастух действительно становился дверью для овец – миновать которую никак не возможно. Именно это и имеет в виду Иисус, когда говорит, что Он – дверь овцам.
Итак, в этой притче речь идёт об одной принципиально важной детали, на которую Спаситель несколько раз обращает внимание: овцы знают своего пастуха, они различают его голос от других голосов и только ему послушны. Поскольку эта притча была рассказана после исцеления слепорождённого – что ввело фарисеев и книжников в глубокое недоумение – значит, именно в этом образе пастыря и овец заключается основное обличение, прикровенно адресованное иудейской религиозной знати. Овцы и пастух активно взаимодействуют, они находятся в постоянном общении. Слух у каждой овцы настроен так, что она тотчас отличает голос своего пастыря среди любого шума и разноголосицы. Поскольку именно от пастыря зависит вся жизнь овцы – её безопасность и питание – для неё жизненно важно уметь различать голос своего пастуха. И вот только теперь становится понятным, почему несколько выше речь шла о слепоте – духовной слепоте – фарисеев. Главный показатель их духовной слепоты и глухоты – неспособность различать голос Божий среди житейского шума. При этом фарисеи утверждают, что именно они являются экспертами экстра класса во всех религиозных и обрядовых вопросах. Но то, что они так и не распознали Мессию в Иисусе – точный диагноз их хронической глухоты. Но разве может глухой настроить скрипку? Точно также и все дискуссии по множеству обрядовых вопросов среди фарисеев представляют собой суету глухих вокруг расстроенного музыкального инструмента.
Но если можно развивать обычный, музыкальный слух – как можно развить слух духовный, религиозный – чтобы суметь услышать глас Божий – тихий и ненавязчивый? Для этого есть два прекрасных средства: регулярное, желательно ежедневное чтение Священного Писания, сквозь страницы которого с нами говорит Сам Бог – и участие в богослужебных молитвах. Вся служба, совершающаяся в православных храмах – это непрестанный разговор между Христом – Добрым Пастырем – и Его паствой – верными овцами Христова стада. Вслушиваясь, вникая в эту речь, пропитываясь интонациями этого разговора, слух нашего сердца постоянно учится различать голос нашего Пастыря Христа от житейского шума – какой бы интенсивности он ни был.
Давайте же, дорогие братья и сестры, не пренебрегать этой замечательной возможностью, которая нам дарована – участвовать в богослужении, учиться самим обращаться к Богу в молитвах и быть всегда с правильно настроенным духовным слухом!