Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 22-24.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим слова Христа, с которыми Он обращается к ученикам, вернувшимся с проповеди и, говорящим о своих успехах. Они рады не только тому проповедовали, но и тому, что нечистые духи повиновались им. В ответ Он, их учитель, говорит, что все Ему предано Отцом! Что только Отец знает Его и Он знает Отца… Он говорит это как Бог. Мы видим в Евангелии как Он не только изгоняет бесов или исцеляет болезни, воскрешает мертвых, повелевает буре и ветру… Мы слышим Его слова и они кажутся нам глубоко верными… И не только кажутся, они верны на самом деле.
И все же, задумываясь над властью Христовой, над тем каково Его господство в мире, мы понимаем, что здесь не все так просто. Чтобы понять характер этой сложности, совсем не обязательно вспоминать какие-нибудь катастрофы или беды мирового масштаба, достаточно посмотреть на саму Евангельскую историю, и на Самого Христа.
Говоря о том, что все Ему предано Отцом, Он – всемогущий Бог, стоит перед апостолами как обычный человек, как их учитель, как житель Галилеи… Тот, во власти Которого все существующее, приходит к людям как человек, проповедует и убеждает. Не становится земным Царем, не заставляет силой поверить в себя и трижды отвергает дьявольское искушение использовать в проповеди власть и авторитет. Вокруг него были не только те, кто поверил в Него и пошел за ним как за учителем, но и те, кто возмущался и искал повод схватить Его. Среди последних оказался и один из двенадцати, ходивший по городам с проповедью, исцелявший недуги и изгонявший бесов… Тот, который предал Его.
Слова, с которых начинается сегодняшнее чтение, очень величественны, и в то же время, очень просты. Услышав их стоит задуматься, каким же должно быть отношение Бога к человеку, что Он так поступает с ним? Что желая спасти его, Он сам становится человеком, и даже умирает за него, и не только за праведников, но и за всех людей.
Что же это за сила? Что за господство? На что оно рассчитано?
Сила, которой Бог действует в мире – это любовь. Поэтому господство, с которым Он подходит к каждому человеку не порабощает, но по-настоящему освобождает. В каждом Бог видит своего сына или дочь, в общении с которым Он рассчитывает на взаимность.
Начиная с первых людей, которые нарушили заповедь, и до последнего грешника, Бог не действует ничем иным, кроме как любовью.
В отличие от Бога мы сами давно превратили мир в место в котором любовь не действует или лучше сказать предстает как недействующая и бессильная. Нормой в отношениях с людьми, как близкими, так и далекими, со взрослыми и с детьми, мы давно сделали силу и подавление. При чем, мы не только сами не готовы действовать иначе, но и в отношении себя, уже не ждем иных действий. Мы не верим в любовь, в ее исцеляющее и преображающее влияние на сердце и не веря, живем по законам мира сего.
Стать христианином, как раз и значит избрать Бога в качестве примера для подражания. Именно поэтому ученики блаженны, ведь они видят, что действовать по любви возможно. И хотя они не поняли этого в полноте до страданий и смерти Христа, Его воскресение показало им победу любви.
Живя в мире, христиане так же редко доверяют любви. В семье, на работе, в воспитании детей, многим кажется привычнее и проще использовать силу, авторитет, манипуляцию… Это так, потому что внешне они имеют быстрый результат и почти не требуют духовного труда и подвига. Но если говорить в долгосрочной перспективе, все эти методы ведут в тупик. И только любовь, часто предстающая как слабость и проигрыш может по-настоящему изменить наши отношения, и через нас победить мир.