Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26.
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что’ вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении об исцелении расслабленного есть несколько важных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первое – это то, что Иисус уже необычайно популярен. Толпы людей окружают Его, где бы Он ни появился. В Нём видят прежде всего чудотворца, который с лёгкостью может решить давние нерешаемые проблемы.
Второй момент – здесь же, рядом, находятся фарисеи и книжники – они внимательно наблюдают за всем, что происходит. Напряжение уже появилось – но пока ещё не переросло в явную вражду и ненависть. Они понимают, что Иисус – другой, не такой, какими были привычные бродячие проповедники или лже-Мессии. Они видят Его безграничную внутреннюю свободу, они не могут отрицать факты множественных исцелений – но при этом Он никак не вписывается в застрявший в их головах шаблон о долгожданном Мессии.
Третье – это отношение друзей расслабленного к своему приятелю. Мы совершенно ничего о них не знаем. Более того: здесь же, за порогом дома, множество других немощствующих. Почему они решаются на столь дерзкое предприятие – забраться на крышу и в обход всех опустить больного прямо к ногам Иисуса – непонятно. Скорее всего, они понимали, что их никто просто так, расступившись, в дом не пропустит. В одном только можно не сомневаться: если бы ими двигали какие-то ложные, греховные мотивы – Спаситель их не похвалил бы. Ведь в Евангелии прямо сказано: исцеление происходит, когда Иисус «увидел их веру». Здесь не было дерзости, наглости, переступания установленных границ и пределов: это та ситуация, о которой говорится, что в ней любые средства хороши – лишь бы был результат.
А теперь давайте представим себе похожую ситуацию. Некий великий старец где-нибудь, например, в Лавре, принимает людей. К нему идут кто за советом, кто с покаянием, кто с просьбой об исцелении или помощи в борьбе с бесовской одержимостью. Полно народа, не пробиться. Можно простоять целый день – и не попасть. И тут, группа молодых парней, достаёт из карманов шуруповерты, ножовки, другой инструмент – и начинают разбирать стену приёмной снаружи. Оставляя в стороне реакцию окружающих, как должен поступить старец? Ответ предсказуем: он должен прекратить приём и выйти, чтобы выяснить, а что, собственно говоря, происходит? Даже представив себе этого старца предельно кротким и смиренным, едва ли он сможет воздержаться от укоризненного слова к этим наглецам, ради своей нужды разламывающих келью подвижника. Ну не поступают так нормальные люди!
А как же реагирует Христос? Мы не слышим из Его уст ни слова укора. Да, разобрали чужую крышу. Да, пробрались мимо очереди. Да, полное безобразие. И – «прощаются тебе грехи твои». И тут уже находившиеся рядом «духовные вожди» возмутились. «Ну ладно, что этому чудотворцу всё равно, что чужую крышу разобрали – но чтобы Он смел ещё и грехи прощать – это уже слишком!»
Чтобы понять причину такого возмущения, надо вспомнить, как понимались грехи в пространстве Ветхого Завета. Это мы сегодня, начитавшись аскетической литературы и утончив свой духовный вкус до различения помыслов и прилогов тех или иных страстей, с лёгкостью именуем себя грешниками – при том, что в целом ведём вполне благопристойный образ жизни. Для современников Христа грех – это конкретное преступление закона Моисея, с обязательным наказанием. За совершенный грех – в зависимости от его тяжести – наказание было неизбежностью, вплоть до побиения насмерть камнями. Конечно, как и сегодня, так и в те времена грехи могли скрывать – но тогда Сам Бог выступал обличителем, судьёй и мздовоздаятелем. Иудеи не сомневались: любой грех будет наказан. И это – закон мироздания: ненаказанное зло неизбежно превращается в заразительную эпидемию тотальной диктатуры греха.Только облечённый высшей и абсолютной властью Царь может иногд