Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение является продолжением так называемой проповеди «на месте равнем». В первой части Господь обращался к нищим и говорил об их блаженстве, сегодня мы, напротив, слышим о богатых и их несчастье.
Уже первые строки Евангельского текста врывается в нашу обыденную жизнь и нарушают привычный для нас ход вещей. Ведь обычно, чем-то самым ужасным, полным страдания, людям представляется бедность, в то время как богатство видится основой спокойной и радостной жизни. Если бы ты был беден, на что ты мог бы рассчитывать? Что ты мог бы дать семье? Близким? Если ты богат – ты спокоен, уверен, ты твердо стоишь на ногах. Конечно, может быть не так твердо как тебе хотелось бы, но уж всяко тверже, чем тот, кто беден, у кого нет гроша за душой.
И вот именно потому, что люди так думают, Христос говорит то, что мы услышали. Он обращается не просто к богачам, а именно тем, кто чувствует себя спокойно, полагаясь на собственное имение. Причем в русском тексте слово «горе» создает ощущение, что Он как бы пророчествует, предрекает им нечто плохое, может быть наказание или отсутствие награды. Но в греческом тексте, на котором написано Евангелие, стоит слово «увы», потому что Он не запугивает богатых, а сожалеет о них, об их ложной надежде, ложных целях. Кроме того, слушая эти строки, не стоит воображать себе каких-то богачей, которые в то время путешествовали на дорогих колесницах, а сегодня делают это на дорогих машинах, не стоит представлять себе людей живущих в роскоши… Дело не в количестве денег, а в отношении к ним, в надежде на них… Можно ехать далеко не на самой дорогой машине, жить не в самом дорогом доме, но, надеяться на вещи, на достаток, на самих себя… Христос обращается именно к такому человеку, хотя и говорит о богатом. Просто в жизни богатого подобное искушение приобретает особую, гипертрофированную форму.
Почему же Христос сожалеет о всех тех, кто уже испытал полноту и достаток, кто сыт и смеется? Почему вообще Бога часто представляют как Того, Кто не радуется таким человеческим радостям?
Дело в том, что Христос сожалеет не о самой их радости, не о полноте, не о смехе, а о том, что все это очень кратковременно и призрачно, не дает настоящего счастья, заставляет все время переживать о возможных потерях… Бог создал нас для полноты и Он сочувствует нам, когда мы наполняем себя не божественной жизнью, которую Он готов нам подарить, но сиюминутными радостями потребителя, которые нуждаются в постоянном повторении.
В одном ряду с этим мнимым богатством Спаситель упоминает и тех, кого хвалят люди, кто стяжал человеческую славу. Сочувствует потому, что знает цену этой славы, цену всех этих хороших слов.
Однако после слов сочувствия Христос обращается к ученикам. Он называет их слушающими, что, конечно, не одно и то же, что слышашие, так как слышать и слушать отличаются по смыслу как «воспринимать» и «исполнять». К ним, к тем, кто готов не просто услышать, но и послушаться, Он обращает призыв, для исполнения которого необходимы нечеловеческие силы. Любовь к врагам не свойственна обычным людям, но должна стать свойственна тем, кто хочет быть Его учеником. Причем свойственна не просто на эмоциональном, не на психологическом, но буквально на уровне поступков. Именно поэтому, человеку ударившему тебя по одной щеке надо подставить и другую. Этот бессмысленный, на первый взгляд, поступок показывает ненавидящему и проклинающему, что возможны иные отношения и возможны они не в теории, не в книгах, не только между святыми из древних житий … Они возможны в жизни всех тех, кто со всей решительностью последовал за Христом.
However, after the words of sympathy, Christ appeals to students. He calls them listening that, of course, not the same thing that hearing, as hearing and listen to different in meaning how to "perceive" and "execute." To them, to those who are ready not to just hear, but also obey, he draws a call, for the execution of non-human forces. Love for enemies is not peculiar to ordinary people, but should be peculiar to those who want to be his student. Moreover, it is characteristic not just on the emotional, not on psychological, but literally at the level of actions. That is why, a person who hit you on one cheek should be substituted with another. This senseless, at first glance, the act shows a hated and cursing that other relationships are possible and they are not possible in theory, not in books, not only between holy from ancient lives ... They are possible in the lives of all those who followed Christ with all the decisiveness .