Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 7-11.
7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Ключевое слово сегодняшнего чтения – это недоумение, состояние растерянности, отсутствия понимания, где же выход из сложившейся ситуации. Обилие чудес, совершаемых Иисусом, и с каждым днём Его растущая слава как проповедника и яркой личности, рождают смущение не только в сердце четвертовластника Ирода, но и многих других – как именитых, так и безвестных современников.
Казалось бы, чему тут смущаться? Мало ли какие появляются харизматичные личности – тем более, что для Иудеи, жившей предвкушением скорого явления Мессии, это было нормой: каждый год кто-нибудь да и объявлял себя долгожданным Мессией, собирал вокруг себя людей, побуждая их к открытию мессианской эры и выступлению против оккупантов. В чем же причина этого смущения, которое охватило Ирода настолько, что он – при всей своей практически безграничной власти в Иудее – не видел никакого иного выхода, кроме как лично встретиться с этим загадочным Иисусом и лицом к лицу понять, Кто же это на самом деле?
То, что это смущение было свойственно не только внешним, поверхностно знакомым с Иисусом людям, но даже и самым ближайшим ученикам, следует из прощальных слов, сказанных Спасителем на Тайной Вечери: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте», «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается!» (Ин. 14:1, 14:27). Откуда же у самих учеников появлялось это смущение, не поддаваться которому так настойчиво убеждает Христос?
Не так давно благодаря новейшим исследованиям в области нейрофизиологии приоткрылась одна из неожиданных сторон деятельности человеческого мозга. Хотим мы этого или не хотим, но наш мозг постоянно ищет определённости и предсказуемости. Причина этого вполне понятна: как и всё живое, мозг предпочитает экономить свои энергетические ресурсы – ведь всё запутанное и неопределенное надо потрудиться распутать и обозначить, а непредсказуемость ещё более энергозатратная – потому что рождает тревогу, а то и страх перед неизвестностью. Это состояние крайне дискомфортное, и человек ищет любые возможности, чтобы из него выйти.
Если вдумчиво почитать описание земной жизни Спасителя, как она изложена евангелистами, несложно заметить: Он не вписывается ни в какие стереотипы, привычные рамки или шаблоны поведения. Любая притча, рассказанная Им – всегда с неожиданной развязкой. Любое исцеление – с неоднозначным контекстом. Как только кто-нибудь из окружающих делал для себя вывод – а, ну да, теперь понятно, это точно пророк! – Спаситель тотчас разрушал эту казалось бы выстраданную оценку. Сердца учеников ликуют, когда Иисус наконец-то торжественно входит в Иерусалим в сопровождении толп народа – они уже предвкушает, вот, сейчас начнётся: а Он, оказывается, в тот же день и уходит из него, так и не подняв народное восстание. И такие эпизоды в Евангелии – на каждой странице. И самое главное – когде ученики видят Иисуса висящим на Кресте в предсмертных муках – они уже вообще ничего не понимают, их смущение доходит до предела. Им становится совсем плохо.
Какой же выход из этого состояния смущения, когда нас начинают одолевать помыслы, непредсказуемость будущего гнетёт, а неопределённость настоящего просто добивает? Ответ даёт Сам Спаситель: веруйте! Откройте двери души для веры как формы любви, вверенности, полной преданности в руки любящего и любимого Отца Небесного! Совершите этот поистине рискованный и очень мужественный прыжок веры в неизвестность – и почувствуйте всем своим естеством, что вы – не провалились в пропасть бездонной пустоты, но Кто-то вас крепко держит на своей могущественной – и по-человечески тёплой – ладони!