Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23-27, Глава 3, стихи 1-5.
23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Глава 3.
1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Комментирует священник Димитрий Барицкий
Заповедь о субботе являлась тем краеугольным камнем, на котором основывалось практически всё здание иудейского благочестия. Раввины разработали детальные инструкции и пояснения, которые регламентировали исполнение этого закона. Так например вся работа была разделена на тридцать девять видов. Помимо прочего в их число были включены четыре: жать, веять, молотить и приготавливать муку - именно эту работу и совершают ученики, срывая колоски. В глазах религиозных вождей это было кощунственное нарушение закона и смертный грех.
Особенное почитание субботы было отнюдь не прихотью иудейской религиозной элиты. Традиция хранить покой седьмого дня уходила своими корнями в глубокую древность, в те времена когда Бог окончив творение мира, по словам писания, почил от дел Своих. Позже пророк Моисей на горе Синай по внушению свыше закрепил это почитание в виде одной из десяти заповедей.
В сознании древнего еврея хранение субботнего покоя, как и обрезание, являлось своеобразной визитной карточкой участника богоизбранной нации. В этой заповеди был сосредоточен символ веры всей ветхозаветной религии. Хранить субботу это значит заявлять о том, что Бог Израиля сотворил весь мир и всё что в нем.
Почему же Господь упрекает не учеников, которые нарушают древний закон, а фарисеев, которые выступают в роли ревнителей благочестия? Ведь только лишь за одну эту заповедь многие были готовы пойти на смерть, как это делали совсем не за долго до проповеди Спасителя, мученики маккавеи. Именно благодаря подобным людям и выстояла ветхозаветная церковь, а пришествие Мессии стало возможным.
Дело в том что Христос здесь указывает на одну очень важную духовную истину — как бы не был авторитетен тот или иной закон или обычай, в очах Божьих, он никогда не будет иметь такую же ценность как человеческая личность. Именно она стоит для Бога на первом месте. А потому в некоторых ситуациях, ради человека, Господь готов даже подняться над законом и теми правилами которые Сам же установил. Именно так Он поступает в сцене исцеления человека с иссохшей рукой.
Этот принцип Христос распространяет и на отношения между людьми. В некоторых случаях Он дает человеку власть подниматься над законом и уставом ради блага своего ближнего. Не случайно Господь вспоминает о дерзком, с точки зрения закона, поступке Давида. Фарисеи в душе ощущают правоту слов Христа, а потому не в силах Ему что-то возразить.
Для христианской жизни тот принцип который провозгласил Спаситель становится основополагающим. Но как определить когда соблюсти закон, а когда нарушить, когда строго следовать уставу, а когда дать послабление? Где критерий? А что если мы станем заложниками банальной прихоти, лени и своих греховных привычек? Что если в погоне за человеческими правами и свободами мы нарушим все установление Бога и природы?
На это традиция словами блаженного Августина дает четкий ответ: «стяжи подлинную любовь и делай что хочешь». Уже не написанные на бумаге законы и уставы будут регламентировать твою жизнь, но сам Христос который поселяется в сердце праведника становится внутренним императивом его жизни и подсказывает как верно поступить в том или ином случае.
Дай нам Бог дорогие друзья в эти светлые дни великого поста стяжать хотя бы крупицу этого духовного зрения. Что бы благоразумно хранить верность уставам Церкви и вместе с тем возростать в любви и служении своим ближним.