• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Радио ВЕРА - Евангелие от Марка, Глава 9 , стихи 33-41.

    Просмотров:
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    Тут находится текст песни Радио ВЕРА - Евангелие от Марка, Глава 9 , стихи 33-41., а также перевод, видео и клип.

    Евангелие от Марка, Глава 9 , стихи 33-41.

    33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
    34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
    35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
    36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
    37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
    38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
    39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
    40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
    41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

    Комментирует протоиерей Павел Великанов

    Евангелист Марк рассказывает нам о крайне неловкой ситуации, на которую обратил внимание Сам Иисус Христос. Вскоре после Преображения и исцеления бесноватого отрока ученики Христа направляются в Капернаум. По дороге они слышат странные речи своего Учителя о том, что Ему предстоит мучительная смерть и воскресение. Они внимательно слушают, ничего не понимают, а спросить – боятся – чтобы не открыть перед другими свою бестолковость. В какой-то момент Иисус умолкает, и остальной путь ученики идут несколько поодаль, о чем-то эмоционально споря.

    Когда, наконец, они дошли до Капернаума и разместились в доме, Иисус спрашивает их, о чем же они спорили дорогой? В ответ – стыдливое молчание. Ученикам неловко признаться перед своим Учителем, что не поняв Его слов о предстоящих страданиях, они спорили вовсе не об этих пугающих и непонятных словах – а о том, кто из них займет более высокое место после воцарения Иисуса в Иерусалиме – когда их Учитель откроется народу во всей Своей Божественной Славе. Если сравнить с современными реалиями, это был спор близких друзей кандидата в президенты, портфель какого министра кому достанется. И это был для учеников более чем принципиальный спор: ведь в древнем мире, где практически отсутствовали социальные лифты, вопрос статуса в обществе был едва ли не определяющим всё содержание жизни!

    Прежде чем продолжить, Иисус садится. Евангелист неспроста говорит об этом: согласно традициям того времени, когда раввин делал какое-то официальное заявление, или объявлял значимое решение, он садился – и только после этого начинал свою речь. Сегодня мы скорее встанем ради важности момента – а в то время, напротив, сидение подчеркивало значимость того, что должно было произойти.

    Итак, Спаситель отнесся к этому дорожному спору о первенстве как к предельно важному вопросу. Он не обрушивается на Своих учеников с обличительной речью: Он всего лишь говорит краткую максиму о значимости служения друг другу и указывает на ребенка как пример простоты, доверия и бескорыстия. Нетрудно представить, какая огромная дистанция между тем, что бурлит в сердцах учеников – и призывом Христа стать последним слугой! Но не преодолев этого расстояния, они не смогут понять смысла Его миссии.

    Нам сегодня очень важно помнить об этом евангельском эпизоде. Ведь вся жизнь Христа – это непрестанное служение другим. Бог становится человеком совсем не для того, чтобы Ему служили, ублажали, тешили самолюбие и услаждали чувства. С самых первых мгновений Его земной жизни, с вифлеемских яслей и до смерти на Кресте – всё это непрестанная самоотдача. Иисус сознательно отказывается от тех житейских благ – благословенных Самим Богом! – которые неизбежно осложнят Его миссию: от брака, создания семьи, обустройства дома, накопления материальных благ. Он – один, без крова, без каких бы то ни было перспектив обрести устойчивое и стабильное состояние в житейском плане. И нет ничего удивительного в том, что от Своих учеников Христос ожидал готовности не только оставить свои житейские заботы – но и отказаться от претензий на какую бы то ни было исключительность и элитарность. Вскоре Он Сам примером покажет, как это может и должно быть – когда на Тайной Вечере умоет ноги Своим ученикам, словно последний раб.

    Нам, христианам, выпала огромная честь быть подражателями нашему Богу и Спасителю. И как важно сегодня, в этом всеобщем мороке потребления, осознать значимость, красоту и радость именно служения – служения друг другу, близким и дальним, и через это – Самому Богу. Парадокс человеческкой природы заключается в том, что чем больше мы потребляем – тем более ненасытными становимся; и, напротив, чем больши мы отдаём своего –времени, внимания, душевного тепла и не только – тем более яркими и сочными красками оказывается окрашенной наша жизнь. Поэтому последнее место слуги, к которому призывает Христос – это не позиция «лузерства» и «нищебродства», а сильная позиция служения и подражания Христу – победителю ада и смерти!

    The Gospel of Mark, Chapter 9, verses 33-41.

    33 Came to Capernaum; and when he was in the house, he asked them: what did you reason about along the way?
    34 They were silent; because on the way they reasoned among themselves who is greater.
    35 And sitting down, he called for twelve and said to them: Whoever wants to be the first, be the last of all and a servant to all.
    36 And taking the child, set him in the midst of them, and embracing him, said to them:
    37 Whoever receives one of these children in my name receives me; but whoever receives me receives not me, but him who sent me.
    38 At this John said: Teacher! we have seen a man who casts out demons in your name, and does not follow us; and forbade him, because he does not follow us.
    39 Jesus said: Do not forbid him, for no one who has done a miracle in my name can quickly revile me.
    40 For he who is not against you is for you.
    41 And whoever gives you a cup of water to drink in my name, for you are Christ's, truly I say to you, he will not lose his reward.

    Archpriest Pavel Velikanov comments

    Mark the Evangelist tells us about an extremely embarrassing situation that Jesus Christ Himself drew attention to. Soon after the Transfiguration and the healing of the possessed youth, Christ's disciples are sent to Capernaum. On the way, they hear the strange speeches of their Teacher that He will face a painful death and resurrection. They listen carefully, do not understand anything, and they are afraid to ask so as not to reveal their stupidity to others. At some point, Jesus falls silent, and the rest of the way the disciples walk a little further away, emotionally arguing about something.

    When they finally reached Capernaum and settled in the house, Jesus asks them, what were they arguing about on the way? In response - a bashful silence. The disciples are embarrassed to admit to their Teacher that they did not understand His words about the upcoming sufferings, they argued not at all about these frightening and incomprehensible words - but about which of them will take a higher place after the accession of Jesus in Jerusalem - when their Teacher opens to the people in all His Divine Glory. If we compare with modern realities, it was a dispute between close friends of the presidential candidate, who will get the portfolio of which minister. And this was more than a fundamental dispute for the students: after all, in the ancient world, where there were practically no social elevators, the issue of status in society was almost determining the entire content of life!

    Jesus sits down before continuing. The evangelist speaks about this for a reason: according to the traditions of that time, when the rabbi made some kind of official statement, or announced a significant decision, he sat down - and only after that he began his speech. Today, we would rather get up for the importance of the moment - and at that time, on the contrary, sitting emphasized the importance of what was about to happen.

    So, the Savior viewed this primacy road dispute as a matter of utmost importance. He does not attack His disciples with accusatory speech: He just says a short maxim about the importance of serving one another and points to the child as an example of simplicity, trust and selflessness. It is not difficult to imagine what a huge distance is between what is seething in the hearts of the disciples - and the call of Christ to become the last servant! But without having overcome this distance, they will not be able to understand the meaning of His mission.

    Опрос: Верный ли текст песни?
    ДаНет