Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Иисус спускается с горы Фавор после чудесного Преображения, когда явным, видимым образом перед избранными учениками была показана Его Божественная слава. И первое, что они видят внизу – группу людей, беснующегося лунатика, недоумевающего родителя, который надеялся, что ученики Христа смогут помочь. Фраза Иисуса, сказанная в ответ на замечание отца, что ученики не смогли ничего сделать, очень показательна. «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Конечно, легче всего эти слова отнести ко всему нечестивому роду иудейскому, который в итоге и пригвоздит Иисуса на Крест. Однако, как это следует дальше из евангельского текста, эти слова относились именно к самим апостолам, к ученикам Христовым – потому что именно по их неверию и не вышел демон из несчастного мальчика.
Кому-то может показаться странным, что Иисус с такой фразой обращается к собственным последователям. Но в том-то и дело, что Иисус прекрасно понимал, насколько отличаются ожидания учеников и то, чему на самом деле предстояло произойти. Этот глубинный, искренний возглас Иисуса показывает, насколько тяжело было Ему терпеть непонимание Своих ближайших последователей, которым и сказать-то ничего напрямую было нельзя – потому что они всё равно бы не поняли и не услышали.
В этом эпизоде раскрывается важнейшая черта Богочеловека – Его безграничное терпение. С позволения сказать, Он работал с самыми обычными людьми, отнюдь не гениальными, харизматичными или же имеющими какие-то исключительные дарования. Апостолы были избраны не потому, что чем-то отличались от других, а просто потому, что Иисус обратил на них внимание. И то, что среди апостолов один оказался в итоге подлым предателем, другой – трусом и отступником, остальные разбежались в страхе и ужасе, когда их Учителя осудили на смерть – тому подтверждение.
Но что самое главное – эти свойственные многим человеческие немощи вовсе не останавливают Иисуса. Он всё равно продолжает в них верить, им доверять. Он не устраивает апостолам выволочки перед всеми за их неверие, Он не бросает им в лицо гневное обличение: да какие же вы апостолы, если даже беса изгнать не можете? Он очень корректно говорит общими словами о «роде неверном и развращённом» – чтобы те их учеников, кто способен услышать, о ком идёт речь – поняли – но и не обиделись.
Мы редко задумываемся над тем, что среди множества ситуаций – в том числе и конфликтных – Иисус ни разу никого не обидел и не унизил. Да, Он не стеснялся обличать лицемерие фарисеев, коварство законников – но при этом Он никогда не пытался возвысится за счет унижения других. Он просто свидетельствовал в простоте о том, что вот это – неправильно, так быть не должно – но не превращал чужую ошибку, чужой грех в инструмент для манипулирования человеком. Он всегда мог переступить через грех – и увидеть под толщей греха живого, небезнадёжного человека. В каждом Его поступке, в каждом слове просвечивает непостижимая умом любовь к каждому – любовь не как эмоция, но как активная позиция, как дело – ради блага и спасения другого.
Как важно учиться нам, христианам, дорожить друг другом! Иногда кажется, что в наших межличностных отношениях – даже среди самых близких людей! – катастрофически не хватает именно уважения. Бог бесконечно уважает выбор любого человека – каким бы чудовищным он ни был! Он знает: какой бы огромной ни казалась волна цунами человеческого греха – она исчезает без остатка в океане Божественной милости. Волна греха проходит – а человек остаётся! Все долги, все грехи уже пригвоздены однажды ко Кресту и прощены. Грех – это препятствие, тормоз, стопор на пути: но чтобы его понять и увидеть, надо начать двигаться вперёд. Но мы очень часто уважаем только тот выбор другого, с которым мы согласны, который нам приятен. Только вся беда в том, что мы сами-то – далеко не без греха, и навязывая другим наше личное представление о том, что правильно, а что – нет, мы пытаемся сковать свободу другого и отправить его контейнером в Царствие Небесное. Но ведь туда можно дойти только собственными ног