Евангелие от Матфея. Глава 18, стихи 1-11.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Только что мы услышали вопрос, который задали ученики своему Учителю: «Кто больше в Царстве Небесном?». Само по себе возникновение этого вопроса свидетельствует о том, что они ещё не имели представления о сущности Царства Небесного, они ещё и близко не подошли к понимаю того, что скрывается за этими двумя словами. Слова Господа Иисуса Христа «если не обратитесь» говорят о том, что для достижения Царства Небесного ученикам необходимо развернуться и начать идти в противоположном направлении, что они должны были совершенно перестроить весь ход своих мыслей. По-большому счёту, в жизни все зависит от того, к чему стремится человек, какие он ставит перед собой цели. Тот, кто стремится к исполнению своих честолюбивых планов, к достижению власти, к престижу, самовозвышению, тот идет в противоположную сторону, потому что быть достойным Царствия Небесного, значит совершенно забыть свое «я», и провести свою жизнь в служении, а не в достижении власти. Единственная возможная цель для того, кто стремится в обетованное Христом Царство — бескорыстное служение Ему и ближнему. До тех пор, пока человек важнейшим в мире считает свою жизнь и, в лучшем случае, жизнь, здоровье и благополучие своей семьи, он стоит спиной к Царствию Небесному; если он хочет достичь Царствия Божия, то должен повернуться и встать лицом к Иисусу Христу и, как следствие, к тем, кто его окружает в повседневной жизни вне зависимости от степени родства.
И в этом смысле маленькие дети — идеальный пример. Ведь их отличает скромность. Ребенок не старается выставиться вперед; он, наоборот, пытается стушеваться позади. Ребёнка приходится подталкивать для того, чтобы он преодолевал естественную скромность и учился жить в обществе. Ребёнок не стремится занять выдающееся положение; он скорее хочет остаться в неизвестности. Лишь тогда, когда ребенок подрастает и начинает знакомиться с миром, с его жестокой борьбой за обладание призами и за первые места, пропадает детская врождённая скромность. Вместе со скромностью маленьких детей отличает абсолютное доверие, они инстинктивно чувствуют свою зависимость и также инстинктивно доверяют своим родителям. Дети не могут купить себе ни пищи, ни одежды, ни содержать свой дом, и все же у них не возникает сомнения в том, что они будут накормлены и одеты. В детстве мы отправляемся в путешествие, не имея денег на проезд и не задумываясь о том, как мы доберемся до конечной цели, но нам и в голову не придет усомниться в том, что наши родители доставят в конечную точку путешествия. Скромность ребенка — это образец для поведения христианина по отношению к своим собратьям, а детское чувство зависимости и доверчивости — образец для отношения христианина к Богу, Отцу всех. И именно скромность, переживание собственной зависимости от Бога и доверие к Богу — те качества, которые Христос Спаситель призывает нас в себе воспитать, отвернувшись от властной взрослой самости в области духовной жизни.
And in this sense, small children are a perfect example. After all, they are distinguished by modesty. The child does not try to stand forward; on the contrary, he is trying to fade behind. The child has to be pushed so that he overcomes natural modesty and learns to live in society. The child does not seek to occupy a prominent position; he rather wants to remain in obscurity. Only when a child grows up and begins to get acquainted with the world, with its fierce struggle for possession of prizes and for first places, does the innate modesty of children disappear. Together with the modesty of young children, absolute trust is distinguished, they instinctively feel their dependence and also instinctively trust their parents. Children cannot buy food, clothing, or support their home, and yet they have no doubt that they will be fed and dressed. As a child, we go on a trip without having money to travel and not thinking about how we will reach our final destination, but it would never occur to us to doubt that our parents will deliver to the final destination of the trip. The modesty of the child is a model for the Christian’s behavior towards his brothers, and the child’s sense of dependence and trustfulness is a model for the Christian’s attitude towards God, the Father of all. And it is modesty, the experience of our own dependence on God and trust in God - those qualities that Christ the Savior encourages us to educate in ourselves, turning our backs on the dominant adult self in the field of spiritual life.