Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу».
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе».
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, что государь желает сосчитаться с рабами своими, т.е. понять кто из них сколько ему должен. При чем из всей притчи понятно, что в ней описывается встреча Богом, с Отцом небесным, который на последнем суде так же будет спрашивать долги с людей. Но скрывается за этим образом? Что мы должны Богу?
В прежние времена люди знали, что Бог от них ждет определенного поведения, тех или иных поступков… Зная это, они старались жить именно так, кто-то из-за страха, кто-то за награду, кто-то по совести и любви. Однако, современный человек не любит чувствовать себя должным. Как известно, сами по себе очень важные и значимые темы о правах личности, о свободе человека, дискредитируются именно тем, что все эти права и свободы сводят к произволу и вседозволенности. Люди любят подчеркивать, что они свободны и никому ничего не должны.
Но что интересно, когда человек хочет есть или пить, когда он устал и ему необходимо отдохнуть, у него не возникает вопроса должен ли он поддерживать свою жизнь, у него просто есть потребности, которые он удовлетворяет.
Кроме того, у нас есть представления о том, что значит быть родителем или другом. Родитель должен заботиться и воспитывать, друг должен быть преданным и отзывчивым. Если кто-то из них скажет: я никому ничего не должен, мы сразу понимаем, что он перестанет быть тем, кем мы его считали.
Но ведь то же самое происходит с духовными потребностями. Бог, сотворивший нас для радости Царства знает, что чтобы его достичь, мы должны совершать добрые дела и не совершать злых. Причем он сотворил нас способными это делать, дал нам силы и таланты.
И вот наступает время, проверки, соответствуем ли мы тому, кем мы представляемся. Действительно ли мы являемся родителями, друзьями, работниками и самое главное чадами Божиими. Являемся, значит мы сделали то, что должны были сделать, не являемся – значит мы должники.
Но разве мы сделали все, что должно? Ведь каждому известно, что при всех стараниях, соответствовать долгу нелегко. В быту мы часто оказываемся должниками не только друг друга, но и Бога. И каждый из нас ждет прощения. Простить, это значит сказать другому: «Ты был должен потупить так-то и так-то, но не сделал этого, Но несмотря на это, я прощаю тебя, давай жить так, как будто этого не было». Такого прощения мы ждем не только от людей, именно такого прощения мы ждем от Бога, потому что сколько бы мы ни старались – всего, что должно мы не делаем.
Чего же ждет от нас Бог? Каков наш главный долг перед Ним? Это, конечно, любовь, к Нему и к ближнему. Именно поэтому раб, не простивший своего товарища, не прощается Государем. Тот, кто не желает снизойти к немощи ближнего, не желает проявления любви и сам оказывается должником перед Богом. Его принципиальность и строгость применяются к нему самому.
Мы часто говорим другому: «Ты должен», но забываем при этом, что и сами мы должны. Должны быть чадами Божьим любящими и милосердными.