Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Рассказ, который мы только что услышали достаточно типичен. Фарисеи – ревнители закона и отеческих преданий – часто подходили к Христу и задавали разные вопросы. Часто это были вопросы искушающие, иногда вполне искренние, но интересно другое: Христос всегда отвечает глубже, чем от Него ожидают, говорит об истинном смысле явления, а не формальном содержании.
Искушающие вопросы, один из которых мы слышали в сегодняшнем чтении, были связаны с толкованием ситуаций, которые не имели однозначного толкования с точки зрения Моисеева закона. В вопросах, которые были связаны с дозволительной причиной развода у представителей двух основные правовых школ в Израиле были серьезные разногласия. Одни полагали, что возможных причин очень немного, в то время как другие полагали, что разводиться можно почти по любому поводу. Зная, что Христос много учил народ, Они подошли к нему и задали вопрос о возможных причинах развода.
Однако Христос отвечает очень неожиданно. Вместо того, чтобы рассуждать о возможных причинах развода, Он говорит о том, что такое брак сам по себе. Какой была идея брака в самом начале?
Его утверждения с самого начала очень категоричны: замысел Божий состоял в том, чтобы двое, мужчина и женщина, став одной плотью, образовали нерушимое единство. «Что Бог сочетал, человек да не разрушает».
Будто не зная этого, фарисеи спрашивают Его: «Как же Бог Моисею разрешил разводиться?». Хотя в ответе Христа речь идет о человеческом жестокосердии, он удивителен, потому что раскрывает Божью любовь и снисхождение к человеку. Бог знает, что человек не сможет быть идеальным и снисходит к нему не только как грешнику, который нарушил закон, но и в самом законе, соизмеряя его с человеческими силами. Возможность развода была дана как уступка человеческой слабости. И все же человек настолько жестокосерд, что даже такой закон, который учитывает человеческую слабость, оказывается неудобен и порождает самые широкие и снисходительные трактовки.
Отвечая фарисеям, Христос задает духовную максиму и отменяет уступку сделанную Моисеем: разводящийся с женой, кроме вины прелюбодеяния (т.е. кроме как по причине измены) сам оказывается изменником. Эта максима, как и многое, что говорит Христос задает некоторый нравственный предел, к которому необходимо стремиться. Однако, она настолько строга, что уже не фарисеи, а ученики говорят Христу: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».
Отвечая на недоумение учеников, Спаситель, во-первых, говорит, что эту норму может вместить далеко не каждый, но тот кому дано. И эти слова очень важны для нас, потому что с их непониманием связаны многие ошибки духовной жизни. Они означают, что у Бога для каждого человека своя мера, что нельзя равнять всех по единственному идеалу и переоценивать свои силы. Однако и отказываться от реализации своих сил нельзя. Неслучайно Христос говорит: Кто может вместить, да вместит.