Евангелие от Матфея. Глава 21, стихи 28-32.
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Образ виноградника – одно из самых любимых иудеями сравнение. Ещё с пророческих времён так именовал себя еврейский народ: мы – виноградник Божий! Поэтому для слушавших Иисуса это сравнение было достаточно глубоким и не исчерпывалось только примером из жизни любого хозяйства. Этой притчей Спаситель обличает самоуверенность иудеев: они думали, что раз Бог заключил с ними завет – значит, Ему уже никуда от них не деться: Он – их заложник! Но пребывая в таком обманчивом состоянии, они перестали выполнять то, ради чего и были избраны: подготавливать человечество к пришествию Мессии, Искупителя.
С другой стороны, оказалось, что люди, с точки зрения иудейского закона, грешные, нечестивые, презираемые – мытари, блудницы и подобные им – оказались куда более чуткими и честными, нежели чем самодостаточные праведники! Этим грешникам Спаситель оказался понятнее и ближе: их нужда в Живом Боге, Который и может избавить от греха, очистить душу, обновить всю жизнь – стала сильнее, нежели чем страх выпасть из жёстко регламентированной системы предписаний системы иудаизма. Поэтому они с радостью приняли проповедь Иоанна Крестителя, очистились в крещении покаяния – и для них слова Христа о Царстве Божием уже не были чем-то странным и чуждым – как они воспринимались первосвященниками и фарисеями, этой духовной элитой еврейского народа.
Возникает вопрос: но почему же в итоге, с точки зрения Бога, откровенно нарушавшие Божественные заповеди оказались лучше, нежели те, кто формально всегда всё соблюдал? Не открою никакого секрета, если скажу, что каждый из нас с радостью и горячностью выполняет любое дело, когда на самом деле хочет. Но когда мы вынуждены что-то делать, это происходит совершенно иначе. В Евангелии мы нигде не встретим слов Спасителя, что «надо» поститься, «надо» любить Бога, «надо» любить врагов, а не только ближних. Все слова Христа – это слова призыва и вдохновения, но не вынуждения и давления. Иисус Христос старается увлечь, собственным примером показать, что такое – быть исполненным жертвенной любовью. Именно поэтому новозаветные заповеди блаженства столь отличаются от ветхозаветного декалога, где чётко прописаны пределы – за которыми человека ожидает не только духовная, но и физическая смерть со стороны народа и его духовных вождей. Слова Христа – слова о другом, о той бесконечной перспективе приближения к Богу, уподобления Ему в кротости, смирении, немстительности, верности правде, чистоте и святости. Для того, кто хотя бы раз в жизни ощутил прикосновение к душе этой Божественной святыни – не нужно никакого «нравственного диктата» предписаний – он и так их не будет нарушать, потому что не хочет лишить себя самого этой близости к Богу, которую познал на собственном опыте.
Мытари и блудницы были искренни в своих желаниях: одни – в любви к деньгам, другие – в любви к телесным удовольствиям. И эта внутренняя нелживость, ненаигранность, оказалась сильнее, нежели чем тяжесть преступления ими заповедей. От совершённых грехов они избавились в водах покаяния – приняв крещение от Иоанна – и увидев Христа, смогли Его возлюбить ещё сильнее, нежели чем ранее они любили грех. С фарисеями и книжниками – ситуация прямо противоположная. Бросив всю жизнь в жертву соблюдения внешних предписаний, будучи по форме праведниками, их души так и не раскрылись для любви и откровенности, они делали всё, не потому, что на самом деле это любили, а только потому, что так было надо, так было правильно с точки зрения закона – так гарантированно можно было оказаться в числе праведников – с человеческой точки зрения.
Перед каждым из нас нередко возникает вопрос: зачем выполнять то или иное предписание Церкви? И здесь есть несколько подходов. Первый – потому что «так надо», я не умнее других, надо оказать послушание духовенству и людям, более духовно опытным. Такой подход в целом неплох – но только в самом начале пути, когда христианская жизнь как таковая – земля полностью неизведанная. Но есть и другой подход: прежде чем что-то делать, постараться честно ответить самим себе на вопрос: а зачем мне это надо? что конкретно я ищу? что именно я надеюсь получить, выполнив это предписание? что я сам хочу? Если бы мы чаще задавали себе эти вопросы, тогда пост не превращался бы в лицемерную религиозную диету, а стал бы вожделенны
Mytari and the harlots were sincere in their desires: Some - in love for money, others - in love for bodily pleasure. And this internal worry, non-budge, turned out to be stronger than the gravity of the crime by the commandments. From performed sins, they got rid of the waters of repentance - adopting baptism from John - and seeing Christ, could love him even stronger than before they loved the sin. With Pharisees and scribes - the situation is exactly the opposite. Throwing all his life to the victim of adherence to external regulations, being in the form of the righteous, their souls did not reveal for love and frankness, they did everything, not because they really loved it, but only because it was necessary, so it was That's right from the point of view of the law, it was so guaranteed to be among the righteouss - from a human point of view.
Before each of us, the question often arises: why do this or another prescription of the church? And there are several approaches. The first one - because "so it is necessary", I am not smarter than others, we must have obedience to the clergy and people, more spiritually experienced. This approach is generally not bad - but only at the very beginning of the path, when Christian life as such - the Earth is completely unknown. But there is another approach: before doing something, try to honestly answer yourself to the question: why do I need it? What exactly are I looking for? What exactly do I hope to get this prescription? What do I myself want? If we more often asked themselves these questions, then the post did not turn into a hypocritical religious diet, but would be desired