Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 1-14
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
14 Ибо много званых, а мало избранных.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В начале сегодняшнего чтения мы слышим, что Христос продолжает говорить к народу притчами. В этих кратких и емких историях Он чаще всего обращается к теме Царствия Небесного. Не описывая никаких деталей Он говорит так, что мы понимаем: Царство – это тайна, которая откроется тем, кто пойдет за Ним. И в, то же время, несмотря на тайну, мы узнаем о Царстве нечто такое, что здесь и сейчас помогает нам стремиться к Нему.
Итак, в сегодняшнем чтении, Царство Небесное уподобляется брачному пиру, а Бог – Царю, которые его собирает. Этот образ совсем не случаен, ведь представления о рае всегда связаны с полнотой и изобилием. Поэтому и Царство – это радость общения, это торжество и пиршество.
Царь готовил его, ожидая пришествия гостей, которые были заранее позваны. Судя по библейской истории, можно сказать, что «заранее позванным» является еврейский народ, потому что именно с ним Бог заключил завет, именно ему дал закон. И вот, обличая окружающих его иудеев, не желавших верить в него, Христос говорит, что те, кто был заранее позван, не захотели прийти, отказались от Божьего приглашения.
Но что же значит это нежелание?
А значит оно, что у позванных нашлись свои планы… Причем обратим внимание на то, что сами дела, которыми они занялись, не являются какими-то греховными. Это обычные человеческие занятия. Но они оказались настолько увлечены ими, что некоторые даже оскорбили и убили царских посланников, чтобы не идти на пир.
Но в самих ли делах проблема? Разве запрещены они Богом? Конечно, нет. Дело не в них, а в людях, которые превращают их в кумиры и ради них отказываются своего призвания.
Когда мы слышим о таком странном поведении, оно кажется нам совершенно невероятным. Но именно так, стали поступать те, кто гнал Христа и апостолов. И именно так, поступаем мы сами, когда отказываемся от Бога, будучи увлечены своими земными делами.
И все же, Бог сотворил людей для радости Царства и не отступает от своего намерения. Именно поэтому Царь в притче посылает своих слуг и они должны привести на пир всех, кого смогут найти, злых и добрых, всех кто даст свое согласие. Выходя поприветствовать гостей, хозяин видит среди них человека одетого в обычную одежду.
Что значит этот образ?
Брачная одежда – это одежда торжественная, выражающая настрой человека. Одевая ее, приходящие соучастие в торжестве и радовались вместе с хозяином пира. Но, учитывая, что большинство из сидящих за столом, ни на какой пир не собирались, и пришли потому что их позвали в последний момент… можно предположить, что брачную одежду попросту выдавали. И если этой одежды не оказалось только у одного человека, это значит, что он пришел на пир не для того, чтобы радоваться, а для того, чтобы просто повесть.
Возможно, его можно было бы понять. Он нищий, попавший на пир почти случайно. Но даже здесь – он сознательно не хочет радоваться. Заметим, что Царь не начинает с обвинений, но спрашивает: Друг, почему ты не в брачной одежде? И само обращение, и вопрос указывают на то, что царь расположен к пришедшему и ищет возможных причин для оправдания… Но пришедший молчит. Молчит, потому что знает, что – это его выбор.
Каждый из нас живет своей жизнью и Бог не запрещает этого. Но, в то же время, Он ждет от нас, что мы будем всегда помнить, кто мы, для чего мы живем, к какой высокой цели мы призваны. И когда Он зовет нас, обстоятельствами жизни или голосом совести, очень важно найти в себе силы и оставив свои дела, откликнуться на Его призыв.