Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33.
23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33 И, слыша, народ дивился учению Его.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Для нашего слуха ситуация, описанная саддукеями, выглядит каким-то полным безумием. Однако для многих древних народов закон левирата – то есть обычай, по которому вдова должна была вступить в брак с ближайшими родственниками умершего – был очень распространён. И это с человеческой точки зрения вполне понятно: как можно иначе защитить вдову, которая, как и любая другая женщина в патриархальном обществе, не имела иного источника для существования, кроме как мужа? Таким образом через левират решался целый круг проблем: во-первых, вдова не покидала семьи, становясь женой брата умершего, и её материальное положение существенно не изменялось; во-вторых, её дети также оставались в кругу ближайших родственников, им не надо было привыкать к обычаям чужой семьи или даже другого рода.
В переложении саддукеев это предписание закона Моисея было доведено до абсурда: едва ли можно представить себе ситуацию, когда семеро братьев один за другим умирают, и при этом ни один из них не оставляет после себя потомство. Саддукеи, сознательно моделируя в реальности невозможную ситуацию, пытаются таким издевательским образом показать абсурдность самой идеи воскресения.
Ответ, который даёт саддукеям Спаситель, не просто категоричен. Это, можно сказать, позорный «неуд», публичное признание профессиональной несостоятельности лучших мыслителей одного из течений иудаизма. Вполне в традиции ведения спора в рамках Божественных Писаний, Иисус указывает им на слова книги Исход, которые прекрасно знали саддукеи. Бог является Моисею в горящей купине и обращается к нему со словами: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). То есть для Бога все они живы: Он – вне времени, для Него нет той протяжённости между вчера – сегодня – завтра, в которой живёт каждый из нас: Его бытие – это всегдашнее «сегодня», те, кто для нас в данный момент находятся в гробах, у Бога уже воскресли и живы! Проблема саддукеев в том, что они смотрели на идею воскресения утилитарно, заблуждаясь, что в воскресении всего лишь будет продолжаться та же самая материальная, физическая жизнь, некогда прерванная смертью. Но Спаситель решительно пресекает такой подход: Он говорит о существенном изменении качества жизни воскресших людей, об их тождественности ангельскому миру, который не имеет потребности ни в питании, ни в размножении – в том, что и свойственно животному миру.
При том, что учение о воскресении было одним из ключевых отличий фарисеев от саддукеев, слова Христа вызвали изумление у слушателей. Так просто, чётко и уверенно рассказать о сути воскресения на фоне агрессивно-изворотливо настроенных саддукеев – до Иисуса никто не мог. Глубинная вера Спасителя в то, что для Бога мертвецов не существует, у Него все люди – живые, породила особый интерес к этой теме среди слушавших. Евангелист Лука, повествуя об этом эпизоде, добавляет реплику одного из слушавших: «Учитель! Ты хорошо сказал!» Это прямое свидетельство, что слова Христа внесли ясность в смутные, неоднозначные представления о самой сути воскресения из мертвых – что и позволяло саддукеям глумиться над идеей воскресения.
Воскресение мёртвых – ключевое понятие христианства. И, в отличие от ветхозаветных фарисеев и саддукеев, мы находимся в совершенно ином положении. Они могли лишь гадать, как это может быть – у нас же есть свидетельство Евангелия о Воскресшем Христе Спасителе, о свойствах Его Тела, которое прошло через крестную смерть и погребение – и восстало к новой жизни. И самое главное, о чем каждому из нас необходимо помнить – то, какими мы воскреснем – в теле ли славы, или же в теле стыда и позора –целиком зависит от нашей нынешней жизни. Либо мы сохраним храм души, некогда переданный нам Богом, в чистоте и святости – либо мы разрушим его красоту и непорочность – зависит только от свободного выбора каждого из нас.
Despite the fact that the doctrine of the resurrection was one of the key differences of the Pharisees from Saddukeev, the words of Christ aroused amazement from the listeners. So simply, clearly and confidently talk about the essence of the resurrection against the background of aggressively-dodgy-minded Saddukeev - no one could before Jesus. The deep Faith of the Savior in the fact that for the God of the Dead does not exist, he has all people - alive, spawned a special interest in this topic among those who listened. The evangelist of Luke, telling about this episode, adds a replica of one of those hearing: "Teacher! You said well! " This is a direct evidence that the words of Christ made clarity into troubled, ambiguous ideas about the very essence of the resurrection from the dead - which allowed Saducham to mock the idea of the resurrection itself.
Resurrection of the dead is the key concept of Christianity. And, unlike the Old Testament Pharisees and Saddukeev, we are in a completely different position. They could only guess how it could be - we also have a testimony of the gospel about the Sunday Christ the Savior, about the properties of his body, which passed through the godfather and burial - and rebelled to a new life. And most importantly, what each of us needs to be remembered - what we are being resurrected - whether Glory is in the body, or in the body of shame and shame - the selection depends on our current life. Either we will keep the temple of the soul, once transmitted to us by God, clean and holiness - either we destroy its beauty and impurity - depends only on the free choice of each of us.