Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Отрывок, который мы только что услышали – часть довольно жесткой обличительной речи, которую произносит Спаситель в адрес книжников и фарисеев. И все же эти слова не просто гневные обличения, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, это не первое, что горит им Христос. Вспомним, что долгое время до этого Он говорит с ними и терпеливо отвечает на их искушающие вопросы.
Во-вторых, понять интонацию, с которой говорит Христос, помогает слово «горе», которое Он четырежды употребляет. Дело в том, что по-гречески оно может быть переведено как «увы». Здесь первостепенными оказываются не обличительные и гневные интонации, а сожаление о детях божьих, которые идут в погибель и увлекают за собой других.
Над этими первыми словами сегодняшнего Евангелия стоит серьезно задуматься.
Мы часто слышим, что гневаться нельзя, что это грех. Но вот мы видим, что Христос гневается на книжников и фарисеев. И это значит, что мы не все знаем о гневе, что в нем есть нечто важное и он бывает необходим человеку. Но что же это?
Гнев – это чувство, которое возникает как реакция на что-то недолжное, неправильное.
Но что же это такое, недолжное и неправильное в мире? Это грех, конечно! Именно он и только он может вызывать гнев! Нет недолжных и неправильных людей, есть их недолжное и неправильное поведение! Именно это мы так часто забываем, именно эта ошибка делает наш гнев греховным! Вместо того, чтобы восставать против греха, мы восстаем против того, кто его совершает!
Итак, гнев, как реакция, бывает возможен и оправдан, но только как последняя, отрезвляющая мера, в основе которой не злоба и раздраженность, а страдание любящего сердца и ревность о правде…
О какой же правде ревнует Христос, обличая книжников и фарисеев?
Конечно же, в первую очередь о правде сердечной, которой им так не хватало. Обратившись к тексту, мы увидим, что Христос трижды называет фарисеев лицемерами, т.е. теми, кто притворяется, симулирует праведность. Лицемер носит маску праведности, не являясь таковым на деле. Но мы видим, что лицемерие здесь оказывается лишь отягчающим обстоятельством, при совершении иных грехов. Что же именно они делают лицемерно?
В действительности фарисеи были в первую очередь сторонниками и знатоками различных отеческих преданий и внешних правил, соблюдение которых как раз и можно было бы выставить напоказ.
Итак, во-первых, Христос обличает их миссионерское служение. Внешним образом они обращали человека к вере, но вместо живого богообщения он получал набор правил, которые надо было исполнить. Во-вторых, будучи знатоками закона, они делали вид, что заботятся о вдовах, в то время как растрачивали их имения на себя и свои нужды. Кроме того, они знали как именно надо сформулировать клятву таким образом, чтобы можно было не беспокоиться о ее исполнении.
Одним словом, несмотря на то, что эти поступки не так легко повторить сегодня, по сути их грех обычен: внешним образом поступая правильно, они во всем искали не правды Божьей, а своей сиюминутной пользы. Нам же, если мы желаем быть истинными учениками Христовыми, надо отдать свое сердце Богу, и стремиться исполнить заповеди без всякого лицемерия.