Этюд для ансамбля 23 струнных инструментов
Струнная группа Берлинского филармонического оркестра. Дирижер - Г. фон Караян
В 2004 году слушатели BBC назвали Адажио для струнных одним из «самых печальных произведений классической музыки».
Грандиозное адажио для 23 струнных инструментов – одно из самых личных и прочувствованных творений в обширном наследии композитора. Непосредственным поводом для его создания явились трагические события последних месяцев Второй мировой войны, о которых немецкий мастер писал своему другу Й. Грегору: «Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гете, эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден – Веймар – Мюнхен, все пошло прахом!». Штраус не скрывал программного замысла пьесы, ставшей прощанием с великой культурой Германии, последним представителем которой композитор себя ощущал, и одновременно – отражением своей собственной прошедшей жизни. В «метаморфозах» мотивов печального поминовения, составляющих основу сочинения, содержится множество музыкальных аллюзий – это и тема короля Марка из вагнеровского «Тристана», и тема Мандрики – героя «Арабеллы», последней оперы Штрауса, написанной в сотрудничестве с великим драматургом Гуго фон Гофмансталем. Своеобразным мотто произведения является тема Траурного марша из Героической симфонии Бетховена, самое явственное проведение которой автор снабжает словами «In memoriam».
Рихард Штраус и Густав Малер вместе представляют собой образец стиля позднего немецкого романтизма после Рихарда Вагнера. Эти композиторы тяготели к зарождавшемуся модернизму, повлияв на экспрессионизм (Арнольда Шёнберга и его ближайших сподвижников — Вторую венскую школу)
Study for an ensemble of 23 strings
String Group of the Berlin Philharmonic Orchestra. Conductor - G. von Karajan
In 2004, BBC listeners named the Adagio for Strings as one of the "saddest pieces of classical music."
The grandiose adagio for 23 strings is one of the most personal and heartfelt creations in the composer's vast legacy. The immediate reason for its creation was the tragic events of the last months of the Second World War, about which the German master wrote to his friend J. Gregor: “I am in a desperate mood! Destroyed the house of Goethe, this greatest shrine in the world! My beautiful Dresden - Weimar - Munich, everything went to pieces! ". Strauss did not hide the programmatic idea of the play, which became a farewell to the great culture of Germany, the last representative of which the composer felt himself to be, and at the same time a reflection of his own past life. The "metamorphoses" of the motives of sad commemoration, which form the basis of the work, contain many musical allusions - this is the theme of King Mark from Wagner's Tristan, and the theme of Mandrika, the hero of Arabella, Strauss's last opera, written in collaboration with the great playwright Hugo von Hoffmannsthal ... A kind of motto of the work is the theme of the Funeral March from Beethoven's Heroic Symphony, the most explicit performance of which is supplied by the author with the words “In memoriam”.
Richard Strauss and Gustav Mahler together represent an example of the style of late German romanticism after Richard Wagner. These composers gravitated towards the nascent modernism, influencing expressionism (Arnold Schoenberg and his closest associates - the Second Vienna School)