• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Эдисон Денисов - Crescendo e diminuendo

    Просмотров: 27
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    Тут находится текст песни Эдисон Денисов - Crescendo e diminuendo, а также перевод, видео и клип.

    «Crescendo e diminuendo» для клавесина и 12 струнных, op. 22 (1965)

    Камерный оркестр «Амадеус»
    Павел Зингер, клавесин
    Авторский концерт Эдисона Денисова, 1990 год
    _________________________________________
    Эта пьеса во многом является чисто экспериментальным сочинением.

    Никакого заказа на него не было. Мне просто самому захотелось написать для струнного состава в 12 человек и прибавить к нему 13-го человека — клавесин. Причём я даже вначале его назвал «Игра для тринадцати», но потом снял такой заголовок.

    Никакого содержания особого здесь нет. Есть только определённая структурная игра с определённой элементарной идеей. Оно, конечно, очень далеко и от «Солнца инков», и от «Итальянских песен». Это совершенно другой тип письма, другой тип мышления.

    Здесь всё начинается из ничего. Берётся одна нота, у скрипки си бемоль, причём arco и non vibrando. Потом эта нота начинает вибрировать и возникает таким образом определённое внутреннее движение тембра. Далее начинаются ритмические изменения, тембровые изменения. Звук подаётся staccato, pizzicato, с сурдиной и так далее, и когда постепенно вступают все струнные, то образуется напряжённый и широкий кластерный такой «супертон», то есть в первых 13 тактах идёт такая непрерывная тембровая эволюция от «прямого» звука к вибрирующему, далее к другим типам звука и, в конце концов, даже к музыкальным шумам…

    И также меняется одновременно ритмическая структура: от ритмически точной, строгой определённости всё идёт по нарастающей линии к какой-то даже ритмической неопределённости, то есть начальная ритмическая статика разрушается, и наступает ритмическая импровизация… и вот, уже с 4-ой цифры, как видите, инструменты дальше играют только по группам, то есть идёт только импровизация по этим алеаторическим квадратам; затем в эти группы начинают вливаться структуры, которые построены вначале частично, а потом и полностью только на немузыкальных звуках: скажем, скрипка начинает стучать по деке смычком, и не только по деке, кстати, но и по другим предметам, например по пульту; и общая, главная кульминация наступает вот здесь — в 15 такте: здесь в группах уже нет ни одного музыкального звука — только один клавесин играет ещё ладонями кластеры, играет их локтями, и все инструменты — все 13 человек — играют только независимые друг от друга алеаторические группы, и у вас, практически, возникает впечатление почти полного музыкального хаоса, полного отстранения от музыкального звука.

    А далее начинается постепенное возвращение к началу, и всё возвращается абсолютно зеркально: если вы возьмёте первую страницу этой партитуры и последнюю, то они просто повторяют друг друга, но ракоходно. И естественно, что всё сочинение заканчивается тем самым звуком, той самой нотой си-бемоль первой скрипки, с которой всё и началось.
    — Такая зеркальность — явление довольно распространённое. Например, «Траурная музыка» Лютославского или…
    — Да, конечно. Она часто встречается.
    — А ритмика здесь рассчитана по конкретной схеме?
    — Да. Там есть выверенная числовая последовательность в расчёте секунд. У меня остался лист с расчётами, которые я давал Юрию Николаевичу Холопову, я вам могу его показать… Эти расчёты, конечно, элементарные, но мне здесь и не нужно было никаких сложностей.
    Пьеса небольшая. Она идёт всего около 6 минут.
    — Когда состоялась премьера?
    — В 1967 году в Загребе. Играл дирижёр Игорь Гядров.
    — Вы были на премьере?
    — Нет. И, кстати говоря, через несколько недель после премьеры это сочинение было сыграно в Нью-Йорке. Там его играли солисты нью-йоркской филармонии с Леонардом Бернстайном. Играли его затем и на фестивалях в Сионе, Люцерне, на «Варшавской осени» в 68 году.
    — А как это произведение попало к Бернстайну?
    — В то время в Москве жил и учился американский клавесинист Джоэль Спигелмэн. Очень симпатичный человек и отличный музыкант. Он заинтересовался этим сочинением и, когда поехал обратно в Америку, захватил с собой партитуру, а там показал её Бернстайну. И после премьеры, кстати, они прекрасно это записали на пластинку.

    «Crescendo e diminuendo» for Harpsichord and Strings 12 , op. 22 ( 1965)

    Chamber Orchestra "Amadeus"
    Paul Singer , harpsichord
    Recital Edison Denisov , 1990
    _________________________________________
    The play is largely a purely experimental composition.

    No order to it was not. I just longed to write for a string of 12 people and add to it the 13th man - the harpsichord . And I even initially called it " game for the thirteen " , but then took a header .

    No special content here. There is only a certain block game with a certain elemental idea. It is , of course, very far away , and from the " Sun of the Incas ," and from the " Italian songs." It's a different type of writing , a different type of thinking.

    Here, everything starts from nothing. Taken a single note , a violin in B flat , with arco and non vibrando. Then the note begins to vibrate and there is thus a certain inner movement tone . Next start rhythmic changes , timbre changes. Sound fed staccato, pizzicato, muted , and so on , and when gradually come all strings, then a stressful and such a cluster " superton ", ie in the first 13 cycles goes a continuous evolution of timbre "direct" sound to vibrate more other types of sound and , eventually , even the musical noise ...

    And also at the same time changing the rhythmic structure from rhythmically precise , strict certainty everything goes according to the growing line to some even rhythmic uncertainty , that is, the initial rhythmic static destroyed , and there comes a rhythmic improvisation ... and now , since the fourth digit , as you can see tools continue to play only in groups , that is a question only improvisation on these aleatoric squares ; then these groups are starting to pour in structures that are built first partially and then completely only on non-musical sounds : for example , the violin begins to pound on the bow deck , and not only on the deck , by the way , but also in other subjects , such as the console ; and overall , the main culminating here - a 15- stroke : here Group has no musical sound - only one harpsichord playing more hands clusters plays their elbows , and all the tools - all 13 members - only play independent of each other aleatoric group , and you practically have the impression of almost complete musical chaos , and dismissal of musical sound .

    And then begins a gradual return to the beginning, and everything comes back completely mirror : if you take the first page of the score and the last one, they just repeat each other , but rakohodno . And of course, that all essay ends thus sound , the same note in B Flat Violin with which it started.
    - Such a mirror - a phenomenon quite widespread . For example, " Funeral Music" Lutoslawski or ...
    - Yes, of course . It is often found .
    - A rhythm here is designed for a specific scheme ?
    - Yes . There is a verified numerical sequence in the calculation of seconds. I left the sheet with the calculations , I gave Yuri Nikolayevich Kholopov , I can show it to you ... These calculations , of course, are basic, but here I did not really need any difficulties .
    Play small . She goes only about 6 minutes.
    - When the premiere ?
    - In 1967 in Zagreb. Played Conductor Igor Gyadrov .
    - You were at the premiere ?
    - No . And by the way , a few weeks after the premiere of this work was played in New York . There he played the soloists of the New York Philharmonic with Leonard Bernstein . Played it then and at festivals in Sion, Lucerne, at the " Warsaw Autumn" in '68 .
    - And how this work has got to Bernstein ?
    - While in Moscow, he lived and studied American harpsichordist Joel Spigelmen . Very nice person and a great musician . He became interested in this composition , and when I went back to America , brought with him the score , and then showed it to Bernstein . And after the premiere , by the way , they are perfectly recorded it on a plate .

    Опрос: Верный ли текст песни?
    ДаНет