• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Эдисон Денисов - Соната для кларнета соло, I

    Просмотров: 1
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    Тут находится текст песни Эдисон Денисов - Соната для кларнета соло, I, а также перевод, видео и клип.

    Соната для кларнета соло (1972)
    1. Lento, Poco rubato

    Karin Dornbusch, кларнет
    _____________________
    В этом сочинении есть тот тип двухчастности, который потом был воспроизведён в ряде других сочинений.
    — В чём особенность этого типа двухчастности?
    — Идея в том, что обе части такого диптиха строятся на одном и том же материале.

    1-я часть — это своего рода вступление. Характер чисто импровизационный, но не ad libitum, а по характеру самого материала, его звуковысотному и ритмическому изложению: тактовых черт нет, нет ни малейшего элемента ритмической остинатности, нигде нет даже двух шестнадцатых или двух восьмых подряд — ткань непрерывно и свободно меняется; и потому, что ритмические структуры очень сложны, то и возникает ощущение настоящей свободной импровизации на кларнете.
    — Соната начинается, как это у вас принято, опять же с ноты ре.
    — К «сожалению», с неё.
    Фактически весь диапазон кларнета активно разрабатывается уже в 1-й части. Развитие направлено снизу вверх к кульминации, которая сделана в самом высоком таком как бы болезненно напряжённом для кларнета регистре, а потом всё опускается и заканчивается самой низкой нотой кларнета — опять же нотой ре.

    А 2-я часть полностью противоположна первой — это одновременно и скерцо, и финал, то есть является настоящим центром всего цикла. В основе здесь принцип непрерывного варьирования: ткань непрерывно меняется, метр тоже меняется часто и ритмические сетки всё время очень сложные. Но при этом такому варьированию противостоит особая сила — это нота ля-бемоль первой октавы, которая буквально застревает с самого начала 2-й части и затем постоянно пытается как бы приостановить, затормозить общее движение — в результате у вас здесь возникает ощущение, что сочинение играют 2 музыканта — два кларнета, а не один. Идёт борьба двух структур: одна — всё время только обновление, ткань непрерывна, ничто в ней не возвращается; другая — всё время остинато, которое стремится занять в музыке всё большее и большее место. И у каждой структуры есть свои кульминационные моменты — зоны предельной свободы, зоны свободного импровизационно-точечного письма — это «первый» кларнет, и зоны застывшего ля-бемоль, который часто повторяется, остается всё время на месте, но повторяется в самых разных ритмах, и где-то на пределе своих повторений, она как будто зеркально отражается в ноте соль малой октавы.
    — При прослушивании 2-й части у меня не раз возникало ощущение какой-то очень веселой игры-шутки.
    — И хорошо, что возникало. У меня сравнительно редко бывает в музыке то, что иногда называют юмором. Но в этой части есть и улыбка, по-моему, и юмор — это всё есть.
    — Произведение это исполняется сейчас?
    — Очень много. Я ещё не видел ни одного кларнетиста, который бы не играл эту Сонату.
    — Каким бы вам хотелось видеть характер исполнения этого сочинения?
    — Во-первых, здесь должен быть подчёркнутый большой контраст между 1-й и 2-й частями. 2-я часть должна играться ритмически идеально точно. Всё должно быть как растянутая, сильно растянутая пружина: если это «напряжение пружины» падает, то вся часть теряется. Поэтому здесь не менее важен и выбор темпа. Я очень не люблю ставить метроном, потому что это ограничивает исполнителя и не позволяет ему идти своим путём в трактовке характера. Но здесь темп должен быть выбран именно таким, чтобы эта часть «не садилась на землю» — она должна «вся лететь» на сплошном стаккато и даже не стаккато, стаккатиссимо — «острые уколы необычайно острой иглой».

    И именно в этом здесь найдёте немало связей, похожего с Сонатой для саксофона и фортепиано. Есть и менее важное сходство — это работа с четвертьтонами во 2-х частях каждого из этих сочинений.
    — И всё же, что здесь для вас самое главное при исполнении?
    — Характер! Темп может меняться несколько, но если человек не угадал характер, то есть всего, что есть всё вместе в сочинении, то вся пьеса «падает».

    Sonata for clarinet solo (1972)
    1. Lento, Poco rubato

    Karin Dornbusch, clarinet
    _____________________
    In this work there is that type of two-partness, which was later reproduced in a number of other works.
    - What is the peculiarity of this type of two-part?
    - The idea is that both parts of such a diptych are built on the same material.

    Part 1 is a kind of introduction. The character is purely improvisational, but not ad libitum, but by the nature of the material itself, its high-pitched and rhythmic presentation: there are no bars, there is not the slightest element of rhythmic reminiscence, nowhere are there even two sixteenths or two-eighths in a row - the fabric continuously and freely changes; and because the rhythmic structures are very complex, there is a feeling of real free improvisation on clarinet.
    - The sonata begins, as is customary for you, again with a re.
    - Unfortunately, from her.
    In fact, the entire clarinet range is being actively developed in the 1st part. Development is directed from the bottom up to the climax, which is made in the highest register, as it were painfully strained for the clarinet, and then everything drops and ends with the lowest clarinet note - again a re note.

    And the second part is completely opposite to the first - it is both the scherzo and the ending, that is, it is the real center of the whole cycle. It is based on the principle of continuous variation: the fabric is constantly changing, the meter also changes often and the rhythmic nets are very complex all the time. But at the same time, such a variation is opposed by a special force - this is a note in the A-flat of the first octave, which literally gets stuck from the very beginning of the 2nd part and then constantly tries to suspend, slow down the general movement - as a result, you get the feeling that the composition is playing 2 musicians - two clarinets, not one. There is a struggle of two structures: one - all the time only updating, the fabric is continuous, nothing in it comes back; the other is ostinato all the time, which seeks to occupy more and more place in music. And each structure has its climaxes - zones of ultimate freedom, zones of free improvisational-point writing - this is the “first” clarinet, and the zones of the frozen a-flat, which is often repeated, remains in place all the time, but is repeated in a variety of rhythms, and somewhere at the limit of her repetitions, she seemed to be mirrored in a note by the salt of a small octave.
    - When listening to the 2nd part, I often had the feeling of some very funny joke game.
    - And well, that arose. What is sometimes called humor in music is relatively rare for me. But in this part there is a smile, in my opinion, and humor - all this is there.
    - Is this work being performed now?
    - Lots of. I have not seen a single clarinet player who would not play this Sonata.
    - How would you like to see the nature of the performance of this composition?
    - Firstly, there should be emphasized a big contrast between the 1st and 2nd parts. The 2nd part should be played rhythmically perfectly precisely. Everything should be like a stretched, very stretched spring: if this “spring tension” drops, then the whole part is lost. Therefore, the choice of pace is no less important here. I really do not like to set the metronome, because it limits the performer and does not allow him to go his own way in interpreting the character. But here the pace should be chosen precisely so that this part “doesn’t land on the ground” - it should “fly all over” on a solid staccato and not even staccato, staccatissimo - “sharp injections with an unusually sharp needle”.

    And it is precisely in this that you will find many links similar to the Sonata for saxophone and piano. There is a less important similarity - this is work with quarter tones in 2 parts of each of these works.
    - And yet, what is the most important thing for you in the performance here?
    - Character! The pace may vary somewhat, but if a person has not guessed the character, that is, everything that is all together in the composition, then the whole play "falls."

    Опрос: Верный ли текст песни?
    ДаНет