Толкование cуры «Аль-Аля»
(«Всевышний»)
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
(1) Славь имя Господа твоего Всевышнего,
(2) Который сотворил все сущее и всему
придал соразмерность,
Всевышний повелел поминать Его, поклоняться Ему и проявлять смирение и покорность пред Его величием. А для того, чтобы это прославление соответствовало
величию Всевышнего Аллаха, люди должны поминать Его возвышенные имена
и осознавать славный и великий смысл каждого имени. Они также должны поминать Божьи деяния, одним из которых является сотворение Вселенной в столь
совершенном и прекрасном облике.
(3) Который предопределил судьбу творений
и указал путь,
Речь идет о всеобщем руководстве Аллаха, посредством которого Он указал всем
творениям путь к тому, что принесет им пользу и наделил их мирскими благами.
(4) Который взрастил пастбища,
(5) а потом превратил их в темный сор.
Он низводит с небес воду и взращивает ею многие растения и травы, которыми
наслаждаются люди, их скот и все остальные животные. А после того, как по
предопределению Аллаха растения и травы достигают предела своего развития,
они темнеют и сохнут.
Затем Аллах упомянул о религии, которой Он одарил людей и основой которой является Священный Коран.
(6) Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты
не забудешь ничего,
(7) кроме того, что пожелает Аллах. Он знает
явное и то, что сокрыто.
О Мухаммад! Возрадуйся великой вести! Мы сохраним все откровения, ниспосланные тебе в Писании, соберем их в твоем сердце, и ты не забудешь ничего из
этого. Но если твой Премудрый Господь решит, что тебе следует забыть часть откровения ради всеобщего блага и огромной пользы, то это произойдет. Воистину,
Ему ведомо все, что приносит пользу Его рабам. Он велит все, что пожелает, и суд
дит, как пожелает.
(8) Мы облегчим тебе путь к легчайшему.
Это — еще одна благая весть о том, что Аллах облегчит Своему посланнику, ,
все дела и сделает его шариат и религию легкой.
(9) Наставляй же людей, если напоминание
принесет пользу.
Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и
прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цел
ли целиком или частично.
Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь
увеличивает вред, то его не следует сообщать людям. Напротив, Аллах запрещает поступать так.
(10) Воспримет его тот, кто страшится,
(11) и уклонится от него самый несчастный,
(12) который войдет в Огонь величайший.
Люди делятся на тех, кто извлекает пользу из напоминания, и тех, кто не внимает ему. Первые страшатся Аллаха, поскольку страх перед Ним и знание о грядущем воздаянии заставляют раба отдалиться от всего, что Он ненавидит, и устремиться к добру. А вторые окажутся в пылающем Пламени, которое будет пожирать людские сердца.
(13) Не умрет он там и не будет жить.
Его постигнет мучительная кара, и не увидит он ни покоя, ни отдыха. Он будет
желать себе смерти, но не увидит ее, как сказал Всевышний: «С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся» (35:36).
(14) Преуспел тот, кто очистился,
(15) поминал имя своего Господа и совершал
намаз.
Такой человек очистил свою душу от многобожия, несправедливости и порочного нрава и украсил свое сердце частым поминанием Аллаха. Он совершал то, чем
Он доволен, и, в первую очередь, совершал молитву, которая является мерилом
веры. В этом состоит истинный смысл данного аята.
Что же касается мнения тех, кто считает, что речь в нем идет об очистительной милостыни, которую мусульмане подают в праздник разговения, и праздничном намазе, до совершения которого мусульмане должны раздать эту милостыню, то подобное толкование, хотя и совпадает с текстом аята и является приемлемым, не отражает его смысла в полной мере.
(16) Но нет! Вы отдаете предпочтение
мирской жизни,
(17) хотя Последняя жизнь — лучше
и дольше.
Вы ставите жизнь здешнюю выше Последней жизни и тем самым меняете жизнь
отравленную, беспокойную и преходящую на жизнь вечную. Она превосходит
мирскую жизнь по всем качествам и длится целую вечность, тогда как здешний
мир непременно разрушится и исчезнет. Сознательный и верующий человек ник
когда не предпочтет скверное прекрасному и не согласиться вечно страдать за
удовольствие, которое можно испытать в течение короткого часа. Поэтому причиной всех несчастий является именно любовь к этому миру и предпочтение его
миру вечному.
(18) Воистину, это записано в первых
свитках —
(19) свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы
(Моисея).
Упомянутые в этой благословенной суре прекрасные заповеди и повествования,
записаны в свитках Ибрахима и Мусы — свитках двух самых славных посланников после Мухаммада. Эти заповеди были ниспосланы в законах всех пророков,
ибо они касаются преуспеяния в обеих жизнях и приносят пользу в любую эпоху
и в любом месте. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!