ВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (1678—1741)— итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джеван Баттисты Вивальди— скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж.Легренци. В 1703—25 педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также директор (с 1713) женской консерватории «Пьета» (в 1735 вновь недолго был капельмейстером). Сочинял музыку для многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене.
В творчестве Вивальди высшего расцвета достиг concerto grosso. Опираясь на достижения А. Корелли, Вивальди установил для concerto grosso З-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодичность щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркаски письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Вивальди послужили образцами концертнрго жанра для многих композиторов, в т. ч. И. С. Баха (переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа). Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил габои, валторны, фаготы и др. инструменты как самостоятельные , а не дублирующие). Инструментальный концерт Вивальди явился этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).
VIVALDI (Vivaldi) Antonio (1678-1741) - Italian composer, violinist, conductor, teacher. He studied with his father, Djevan Battista Vivaldi, the violinist of the Cathedral of San Marco in Venice, possibly also with G. Legrenzi. In 1703–25 he was a teacher, then an orchestra conductor and director of concerts, and also director (from 1713) of the Pieta Conservatory for Women (in 1735 he was again briefly the bandmaster). He composed music for numerous secular and spiritual concerts of the Conservatory. At the same time, he wrote operas for the theaters of Venice (participated in their production). As a virtuoso violinist he gave concerts in Italy and other countries. He spent the last years in Vienna.
Concerto grosso reached the highest flowering in Vivaldi's work. Based on the achievements of A. Corelli, Vivaldi established a 3-particular cyclical form for the concerto grosso, singled out the virtuoso part of the soloist. He created the genre of the solo instrumental concert, contributed to the development of virtuoso violin technique. Vivaldi's musical style is distinguished by melodic generosity, dynamism and expressiveness of sound, transparency of orkaska writing, classical harmony combined with emotional wealth. Vivaldi's concerts served as examples of the concert genre for many composers, including JS Bach (he transcribed about 20 Vivaldi's violin concertos for harpsichord and organ). The Seasons cycle is one of the earliest examples of programmed orchestral music. Vivaldi's contribution to the development of instrumentation is significant (he was the first to use gaboi, French horns, bassoons and other instruments as independent, not duplicating). Vivaldi's instrumental concert was a stage in the formation of a classical symphony. The Italian Institute named after Vivaldi (headed by F. Malipiero) was established in Siena.