Антиформалистический раёк (ок.1957)
«Антиформалистический раёк» Д. Шостаковича в его окончательной редакции можно охарактеризовать как одноактную сатирическую оперу или кантату. Жанр сочинения, безусловно, восходит к аналогичному произведению Модеста Мусоргского, а от него к народному райку — «театру картинок».
В начале двадцатых годов в Петрограде юный Шостакович мог видеть и слышать последних живых «раёшников». По праздникам они показывали на улицах свои представления, в которых яркие, часто карикатурные изображения (картинки) сопровождались комическими вокальными комментариями. Шостакович начал сочинять «Раёк» в мае 1948 года. Это был непосредственный отклик на «Постановление Центрального Комитета Коммунистической Партии от 10 февраля» и многочисленные собрания (продолжавшиеся иногда неделями), митинги и публикации в прессе, осуждающие деятельность представителей «антинародного, формалистического направления в музыке».
Трудно переоценить всю болезненность удара, нанесённого Шостаковичу этими событиями. Автора «Ленинградской» симфонии, поведавшей всему миру об ужасах войны и героизме советских людей, с громадным успехом исполнявшейся в десятках стран самыми выдающимися дирижёрами и оркестрами, безжалостно и безосновательно критиковали публично не только партийные деятели, но и коллеги композиторы, музыковеды и исполнители. Его называли композитором с «недоразвитым мелодическим даром», сочиняющим «отвратительные» произведения, «какафонию» и «заумь».
Шостакович был уволен из числа профессоров Ленинградской консерватории «по сокращению штатов», его сочинения перестали исполнять крупнейшие советские оркестры. Композитор оправдывался, выражал «благодарность за критику», обещал исправиться и заверял, что «будет пытаться создавать произведения, понятные и близкие народу». Он пишет ораторию «Песнь о лесах», ряд патриотических массовых песен, музыку к кинофильмам о войне. И... тайно работает над «Райком», в котором высмеивает своих убогих критиков и коллег, даёт волю едкой иронии и блестящему остроумию.
«Раёк» — единственное крупное сочинение Шостаковича, написанное на собственный текст. Сюжет «Райка» рассказывает о собрании «музыкальных деятелей и деятельниц» на тему «Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём ораторам.
Сидящие в зале бурно приветствуют речи «знатоков». В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени (несомненно сходство: Единицин — Сталин, Двойкин — Жданов, Тройкин — Шепилов), их характерные речевые интонации, даже неправильные ударения в словах.
В музыке «Райка» большую роль играют различные музыкальные цитаты. Так, во время выступления Единицына и Двойкина постоянно звучит традиционный на подобного рода собраниях туш; слово Единицына во многом основано на мелодии народной грузинской песни «Сулико», горячо любимой грузином Сталиным; в заключительном эпизоде речи Двойкина использован популярный кавказский танец «Лезгинка»; выступление Тройкина начинается с мелодии русской народной песни «Камаринская», а затем последовательно звучат интонации песни Тихона Хренникова из популярного кинофильма «Верные друзья», русская народная песня «Калинка» и, наконец, в заключительной сцене с хором — знаменитые куплеты из комической оперы Планкетта «Корневильские колокола».
Первая редакция «Райка» была готова к лету 1948 года. Шостакович тайно показал её лишь нескольким своим самым близким друзьям. Общественно-политическая ситуация хрущёвской «оттепели» конца пятидесятых — начала шестидесятых годов позволила надеяться на публичное исполнение и публикацию сочинения и композитор закончил вторую, чистовую редакцию, расширив роль хора и подготовив ряд исполнительских ремарок и замечаний. Запрещение премьерного показа в 1962 году тринадцатой симфонии Шостаковича и ряд громких политических процессов в Советском Союзе зачеркнули надежды на концертную жизнь «Райка». По свидетельству близких друзей композитора, в своём окончательном виде «Антиформалистический раёк» был завершён в 1968 году.
The first edition of Raik was ready by the summer of 1948. Shostakovich secretly showed her to only a few of his closest friends. The socio-political situation of the Khrushchev "thaw" in the late fifties - early sixties made it possible to hope for public performance and publication of the work, and the composer finished the second, final edition, expanding the role of the chorus and preparing a number of performing remarks and remarks. The prohibition of the 1962 premiere of Shostakovich's thirteenth symphony and a number of high-profile political trials in the Soviet Union dashed the hopes for the concert life of Raik. According to close friends of the composer, in its final form, "Antiformalist paradise" was completed in 1968.