В настоящее время особая роль в развитии экономики России принадлежит топливно-энергетическому комплексу. Россия располагает значительными запасами топливных ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов − топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.
Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение
В структуре топливно-энергетического баланса страны ведущее место принадлежит производству газа (более 50% суммарной добычи топлива) и нефти (более 30%).
Наряду с нефтяной и газовой большое хозяйственное значение имеет угольная промышленность (13-14%).
Топливная промышленность является системообразующей отраслью экономики, так как она связана со всей промышленностью России.
. Россия занимает 1-е место в мире по запасам и добыче природного газа. По сравнению с нефтью и углем добыча газа обходится дешевле, и к тому же газ – наиболее экологически чистый вид топлива.
В России добычей, транспортировкой и переработкой газа занимается концерн «Газпром» (крупнейшая российская монополия).
Рассмотривая нормативно – правовую базу, регулирующую нефтяной сектор, можно выделить следующие документы:
1. Конституцию Российской Федерации - высший закон РФ от 12.12.93г. В статье 9 главы 1 Конституции указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 и 2
3. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.[
4. Приказ МПР РФ от 01.11.2005 №298 «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов».
С момента принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" было внесено 14 изменений, а именно, расширен понятийный аппарат указанного Закона, закреплены новые требования, касающиеся эксплуатации опасных производственных объектов, введен режим постоянного государственного надзора.
Формы воздействия государства в области топливной промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).
Административная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.
К наиболее действенным методам косвенных форм топливной промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся: ценовое регулированиеналоговое и амортизационное регулирование;кредитная и фондовая политика;разработка и реализация федеральных, межрегиональных программ
кредитная политика; налоговая политика; аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:
1. Экономические:
Финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)
Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)
Таможенные
Тарифные (по естественным монополиям)
Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)
2. Институциональные:
Новые инвестиционные институты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ц