Ян Сибелиус, Концерт для скрипки с оркестром ре-минор (1905)
Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на ней. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь и близкое знание инструмента.
Концерт знаменит своей чрезвычайной сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а его музыка побудила одного из критиков к причудливому сравнению с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Jan Sibelius, Concerto for violin and orchestra in D minor (1905)
The violin was Jan Sibelius' favorite instrument. In his youth, the composer dreamed of a brilliant career as a violin virtuoso. Alas, these dreams were not destined to come true: his studies on this instrument began too late, in addition, Sibelius suffered a shoulder injury, which made him completely abandon his ambitious intentions. Nevertheless, the composer never lost interest in the violin and could indulge in improvisations on it for a long time. As he approached the 40-year mark, he noted: "There is still a part of me striving to become a violinist, and this part manifests itself in an unusual way." Soon Sibelius began work on his only violin concerto, in which he put all his love and close knowledge of the instrument.
The concert is famous for its extreme complexity: it clearly expresses the composer's desire to reveal the boundless expressive possibilities of the violin - those that were not available to him as a performer. The Berlin premiere of the work was an incredible success, and its music prompted one of the critics to make a bizarre comparison with "picturesque Scandinavian winter landscapes, in which artists achieve rare, sometimes hypnotic and powerful effects through a refined play of white on white."