• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Григорий Зингер - Акколада

    Просмотров: 7
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    Тут находится текст песни Григорий Зингер - Акколада, а также перевод, видео и клип.

    Акколада

    Монолог в шести частях

    I

    На часах 20:41. За окном ноябрь.
    Я смотрю на нее, на обои, на канделябр,
    достаю из кармана помятую пачку «Явы».
    Неудобство момента становится слишком явным.
    Часовой механизм забивает в затылок гвозди.
    «Извини» — говорю, — «что явился нежданным гостем».
    Небо сыплет слепящую мелочь из всех заначек.
    «Выпить хочешь?»
    Берет меня за руку.
    «Бедный мальчик…»

    II

    Эти строки — не ей. Это все бессердечный приступ.

    Если выйти в особенно темную ночь на пристань —
    можно видеть, как режет волну за волной Голландец.

    Поклонись за меня покровителю мрачных пьяниц,
    мизантропов и циников. Если ему есть дело.

    Симпатичная дева — единственно верный демон —
    рассекая, подобно Голландцу, фальшивый Хронос,
    оставляет на месте Вселенной нетленный голос.

    III

    Никогда не любил сослагательного. Так лучше.

    Это было в апреле. Она говорила: «Слушай,
    мы могли бы поехать куда-нибудь этим летом,
    если б ты перестал представлять из себя поэта
    и пошел на работу». О, как это справедливо.
    Мы расстались изысканным вечером у залива.
    «Ты бы мог» — она плакала — «стать в моей жизни вехой…»
    Все сложилось весьма полноценно.
    И я уехал.

    IV

    Даже мертвый писатель — прекраснейший собеседник.
    Посидишь на крыльце под басами ветров осенних,
    покидаешься хлебными крошками в крыс крылатых,
    приоткроешь замызганный том.

    «Господин Довлатов,
    я как будто священной рукой из обоймы выбит.
    Расскажите, что делать?» — «Сначала нам надо выпить».

    Про себя констатируешь: «Книга — всегда во благо»,
    посчитаешь меляк и направишься до продмага.

    V

    Нам с натяжкой хватает единственной акколады.
    Может быть, оттого, променявший на перья — ладан,
    на чернила — елей, я леплю за пределы стана
    лейтмотив Лоэнгрина, привязанного к Тристану.

    Весь комизм ситуации в том, что за бледным морем
    bella donna сидит на камнях. Ее вид — минорен.
    Она пишет, как я, не задумываясь. К тому же,
    она делает это намного, намного лучше.

    VI

    Корабли, сигареты, крюки, моряки, ундины —
    в беспринципном потоке сознания все едино.
    Как едины черты обитательниц бывших комнат,
    из которых, как водится, можно составить город.
    Эти строки — не им. Не тебе. И не мне.
    Неважно.
    Есть унылое царство. И там я стою на страже,
    выжидая момент, чтобы тронуться в путь-дорогу.

    Помолись за меня абсолютно любому богу.

    Accolade

    Monologue in six parts

    I

    The clock is 20:41. Outside the window, November.
    I look at her, at the wallpaper, at the candelabrum,
    I pull a crumpled pack of Java out of my pocket.
    The inconvenience of the moment becomes too obvious.
    The clockwork drives nails into the back of the head.
    "Sorry," I say, "that I was an unexpected guest."
    The sky sprinkles a blinding trifle from all the stash.
    "Do you want a drink?"
    Takes my hand.
    "Poor boy…"

    II

    These lines are not for her. This is all a heartless attack.

    If you go out on a particularly dark night to the pier -
    you can see the Dutchman cutting wave after wave.

    Bow down for me to the patron of the dark drunkards,
    misanthropes and cynics. If he cares.

    A pretty maiden is the only faithful demon -
    dissecting, like the Dutchman, the false Chronos,
    leaves an imperishable voice in place of the Universe.

    III

    I never liked the subjunctive. That's better.

    This was in April. She said: “Listen,
    we could go somewhere this summer,
    if you stopped being a poet
    and went to work. " Oh, how fair it is.
    We parted on an exquisite evening by the bay.
    "You could" - she cried - "become a milestone in my life ..."
    Everything turned out quite well.
    And I left.

    IV

    Even a dead writer is a wonderful companion.
    Sit on the porch under the bass of the autumn winds
    you leave with bread crumbs in winged rats,
    open the filthy volume.

    "Mr. Dovlatov,
    I’m as if knocked out of the clip with a sacred hand.
    Tell us what to do? " - "First we need a drink."

    You state to yourself: "The book is always for the good",
    you will count the flicker and head to the grocery store.

    V

    A single accolade is enough for us.
    Maybe that's why, who exchanged incense for feathers,
    on ink - oil, I sculpt outside the camp
    the leitmotif of Lohengrin attached to Tristan.

    The whole comic of the situation is that beyond the pale sea
    bella donna is sitting on the rocks. Its appearance is minor.
    She writes like I do without hesitation. Also,
    she does it much, much better.

    VI

    Ships, cigarettes, hooks, sailors, undines -
    in the unprincipled stream of consciousness, everything is one.
    As the features of the inhabitants of the former rooms are one,
    from which, as usual, you can make a city.
    These lines are not for them. Not for you. And not for me.
    Never mind.
    There is a dull kingdom. And there I stand guard
    waiting for the moment to get under way.

    Pray for me to absolutely any god.

    Опрос: Верный ли текст песни?
    ДаНет