Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем. Всех сегодня тезоименитых Екатерин - с днем тезоименитства, милости Божией, многая и благая лета.
Мы сегодня с вами за Божественной литургией вновь услышали отрывок из Священного Писания, из Евангелия (Лк 13: 10-17), в котором нам повествуется о том, как Господь Иисус Христос исцелил некую женщину, которая находилась на сонмище в момент, когда Он проповедовал.
Она восемнадцать лет была связана тяжелым недугом и была скована так, что не могла разогнуться от земли. Этот недуг причинял ей огромное страдание, и Господь, видя это, естественным образом умилосердился, сжалился над этой женщиной и отпустил ее грехи, освободив ее от этого недуга. На что иудейские смотрители, которые находились в этот момент в синагоге, возмутились, поскольку это был день субботний, и для иудейских законов суббота – это день покоя, в который им не подобает делать ничего.
И даже когда Господь сотворяет подобное чудо, у людей, устроенных не христианским образом, у людей, устроенных образом лицемерным, образом фарисейским, возникают претензии к тому, что Он сотворил.
Часто люди, не умеющие творить добро в принципе, возмущаются тем, что его творят другие. Такое встречается в нашей жизни. К сожалению, мы можем быть этому свидетелями. Порой, когда человек ожесточен сердцем, не способен в нем найти даже какой-то оттенок добродетели, и если он встречается с человеком христианского устроения, который, напротив, стремится к добру и исполнению Заповедей Божиих - человек мира не воспринимает этого добра и порой раздражен, и негодует.
Это связано все с тем же не Божиим устроением. Это связано все с теми же не Божиими Заповедями, устроенными миром - свойственно тем, кто далек от веры в Бога и служению Ему.
И вот Господь обличает этих людей, но не для того, чтобы оправдать Себя, а для того, чтобы показать тем, кто установил определенного рода законы и не понимает, что исполнение их только лишь внешне, не прилагая к этому глубокого разума веры и искренности сердца - не имеет никого смысла.
Он говорит им о том, что они лицемеры, прямо так и называет их. Почему Он называет этих людей лицемерами? Потому что не просто так начальник синагоги начал выступать противу Христа - потому что им, тогда царствующим, тогда управляющим всем, очень не хотелось, чтобы появился Тот, Кто выше, лучше, чище и праведней. Им очень не хотелось, чтобы был Кто-то, Кто нес в мир добро и Истину, Кто умел творить любовь.
Вы, наверное, прекрасно понимаете, что часто тех, кто ничего не делает, обличают своей жизнью трудники, работники. Когда человек не исполняет своих обязанностей и привлекает к этому других, его начинают раздражать те, кто, несмотря ни на что, исполняют свой долг.
И если, например, даже будь то на светской работе, кто-то бездельничает вместе со всем коллективом, а один трудится, то у всего коллектива этот человек - хотя он не делает ничего предосудительного, а просто исполняет то, что подобает - вызывает негодование, раздражение и нелюбовь. Потому что он своим праведным деланием обличает неправду окружающих.
И вот те, кто хотят проповедовать зло; те, кто хотят зло назвать добром, сегодня тоже противодействуют Христу. Поэтому так тяжело сегодня, казалось бы, благое дело устроить в обыкновенных наших школах для наших детей - чтобы была возможность им видеть не только грязь в телевидении и не только мерзость в интернете, но еще иметь возможность иногда услышать Слово Божие, иногда узнать об истории России, как православного государства. И волна негодования и противодействия против этого происходит. Почему?
Казалось бы, в этом нет никакого вреда. Какие аргументы приводят люди в свое оправдание, когда противодействуют тому, чтобы мы помогали людям совершенствоваться в добре? Они говорят о том, что не хотят, чтобы их дети были закованы в какие-то рамки, в какие-то определенные законы, по их мнению, делающие человека несвободным.
Но от чего несвободным делают человека заповеди Христовы? Заповеди Христовы, напротив, освобождают человека от всего - освобождают человека от греха; освобождают человека от рабства любым зависимостям; делают человека поистине свободным.
Так кому выгодна наша несвобода и несвобода наших детей? Истинная несвобода заключается в том, когда человек не может узнать Истину, когда не имеет возможности сочетаться с Ней, принять ее как личную и, исповедуя, жить по этой Правде.
И те, кто сегодня противодействуют вот этой благой возможности спасти души, хотя бы некоторых, выступают как лицемеры, потому что, говоря о толерантности, говоря о неком уважении межконфессиональном, они прикрывают на самом деле свой сатанизм, которому служат. Потому что они служат злу и не хотят, чтобы добро в этом мире торжествовало.
И сегодняшнее Евангелие (Лк 13: 10-17) говорит нам о том, что Господь обличит любого лжеца. Он сделает явным любое тайное делание во зле. И поэтому Он в этом Своем проповедническом делании обличает этих лицемеров, говоря им о том, что, когда вы заботите?6?