Евангелие от Иоанна, глава 14, стихи 1-11.
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее Евангельское чтение начинается с очень важного слов, Христос призывает учеников не смущаться и верить в Него. И призыв этот не случаен, так как Христу предстоит страдание и смерть, а ученикам смущение и ужас. Зная это, Он призывает их доверять Богу и Ему… Верить в Него. Но что это значит? Думаю, в первую очередь – это значит правильно понять характер Его мессианства, понять, что он не собирается быть правителем иудеев, но пришел, чтобы спасти всех людей. Он постоянно говорил им об этом, но они не слушая не слышали его. Именно поэтому смутились и разбежались в страхе.
Снова и снова Он, с одной стороны, приободряет их, с другой, – предсказывает им тяжелое грядущее испытание. «Вы знаете, куда я иду и путь знаете», – говорит Христос. И ведь Он действительно может так сказать, потому что многократно говорил до этого и о кресте, и о голгофе. Но Филипп отвечает Ему: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». И это его правда, правда человека, который слышал от Христа только то, что хотел и готов был услышать, который не пытался услышать и понять то, чего хотел и о чем Говорил Сам Христос. Филипп здесь не исключение, потому что почти каждый из нас приходит к Богу за чем-то своим, вместо того, чтобы взять от Бога, то, что Он желает нам дать.
Видя, что Филипп не понимает Его, Христос отвечает на его вопрос простыми, но вместе с тем поразительно глубокими словами. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Действительно, вопрос о пути, по которому человек должен идти – один из вечных вопросов. Как жить человеку? в чем смысл его жизни?
На самом деле, ответов на этот вопрос может быть много, и, в то же время он один. Дело в том, что с разной степенью свободы, человек так или иначе, выбирает жизненную стратегию, кем он хочет быть, чем хочет заниматься в жизни. И в то же самое время, в его жизни должна быть только одна самая главная стратегия, один единственный путь: возвращение к Богу. Эти пути не пересекаются, человек может быть врачом или учителем, крестьянином или рабочим, но одновременно с этим в духовном плане, он должен воспринимать свою жизнь как возвращение к Богу. Причем реализуется этот путь не через какие-то исключительные дела, но через самые обычные, только выполненные по совести, как должно. Именно поэтому Христос не один из путей, но единственный путь, путь к Богу.
Но как определить, как идти по этому пути? Сегодня очень модно говорить, что о том, что никакого знания должного у человека нет, что у каждого своя правда.
Сказав о том, что Он есть путь, Христос говорит так же о том, что Он есть истина. Причем истина не отвеченная, не схоластическая, но живая и воплощенная. Дело в том, мир не плод случайности, а творение Божие, то есть сотворен осмысленно и с определенной целью. У каждой вещи и каждого явления есть смысл. Христос – Богочеловек, и в нем, как в Богочеловеке, заключается вся истина и вся правда о человеке, сотворенном для обожения.
Однако этот путь, нельзя пройти несвободно, и эта истина не может быть навязана, они могут быть только избраны и восприняты каждым человеком в свою собственную жизнь. Именно поэтому Христос и говорит о себе как о жизни.
Итак, задумываясь о пути, по которому нам идти, будем помнить, что ответ на него уже дан Христом и в то же время, должен быть усвоен нами через свободный выбор и жизнь с ним.