Итак, мы будем с вами говорить об одном интересном вопросе, который Ямарадж задал царю Юдхиштхире. Ямараж спросил: «Что, одним словом — сопутствует дхарме (обязанностям человека)?» «Умение — сопутствует дхарме», — ответил Юдхиштхира. То есть, если мы хотим понять наши обязанности в этой жизни, то мы должны научиться самому искусству жизни. Понять ее законы, ее правила, ее ограничения. Современный человек все время ищет свободу, но если он не поймет важность ограничений, то не сможет быть свободным. Свобода рождается из правильного следования ограничениям. Если мы ограничиваем свою скорость на дороге в соответствии со знаками дорожного движения, то нас не арестовывают полицейские, и мы можем спокойно ехать к пункту своего назначения. А если мы вдруг захотим стать полностью свободными и на полной скорости выедем на полосу встречного движения, то станем ли мы от этого свободными?
Нет, мы станем от этого мертвыми, а не свободными. Тот, кто нарушает правила жизни, тот сокращает свою жизнь не по дням, а по часам. Почему мы можем спокойно выйти на балкон даже 25-этажного дома, да просто потому, что на этом балконе есть хорошие перила. Мы не можем обвинять перила в том, что они ограничивают нашу свободу на балконе, да, они ее ограничивают, но тем самым перила спасают нам жизнь. Так и священные трактаты тоже дают нам некоторые правила и ограничения, но тем самым они спасают нашу душу от деградации в животные формы жизни. Современный человек вроде бы получил свободу, но эта свобода его убивает. Знаете, какая статистика по самоубийствам в мире? По официальной статистике в мире ежегодно происходит 1 100 000 самоубийств, а по неофициальной — до 4 000 000…
А деградировать — ой, как просто, достаточно не знать правил жизни, и — глядишь, родился, а тебя уже мама лижет в лицо… Кому хочется родиться в животной форме жизни, ежиком или белочкой? Животная форма жизни — это форма страха. Что все время делают животные, они все время прислушиваются и оглядываются. Собака даже не может уснуть полностью, её слух никогда не отключается. А посмотрите, как клюет крошки птица, после каждой крошки она очень быстро оглядывается по сторонам, потому что ей очень страшно. Мы можем немного поговорить о тех законах кармы, которые описаны в Ведах, чтобы понять, как к человеку приходят последствия его деятельности. Люди не верят в карму, но обижаются на Бога. Вот в чем парадокс: карма — это законы Бога, но, когда происходит что-то нехорошее, люди не думают, что это они сами что-то плохое в своем прошлом совершили, им выгодно все свалить на Бога, в которого они даже не верят. Но последствия есть, можете легко проверить закон кармы, например, постучавшись головой о стену. Это глупое действие? Да, глупое, и реакция за него приходит сразу же, сразу же больно, сразу же течет кровь, и сразу же болит голова. Но иногда карма приходит не сразу, как в знаменитой истории о Бирбале и Акбаре, когда царь дал пощечину своему министру, а эта пощечина вернулась к нему поздно вечером от его собственной жены…
Знаете эту историю? Я вам ее напомню! Однажды царь Акбар беседовал с девятью лучшими своими придворными. Это были девять самых талантливых и творческих людей королевства. У Акбара иногда бывали причуды — он неожиданно мог сделать что-нибудь такое... И, конечно, царя не спросишь: "Почему?" Неожиданно Акбар ударил человека, стоящего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе. Бирбал подождал несколько секунд, наверное, думая, что же делать, однако, делать что-нибудь было нужно! И вот он развернулся и дал пощечину человеку, стоящему рядом с ним. Им оказался один из министров. Хорошенькое дело! Тот просто опешил: "Что происходит? Что это за шутки?" Потом, недолго думая, он влепил по уху следующему... Говорят, что эта пощечина обошла всю столицу. А ночью Акбара внезапно ударила его собственная жена. Он спросил:
— Что ты делаешь?
А она ответила:
— Я не знаю в чем дело, но это происходит по всей столице. Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла ответить ей тем же. А к